Анастасия НЕЗГОВОРОВА. Фото Алексея Липницкого | 25.01.2021 14:05:56
С 20 января к уборке архангельских улиц приступил новый подрядчик – АО «Мезенское дорожное управление» (МДУ). Изначально контракт должен был достаться победителю аукциона – ООО «Автодороги», однако компанию признали уклонившейся от заключения контракта. А второе место на торгах осталось за МДУ. Какие требования выдвигались к подрядчику по уборке дорог в Архангельске и каких изменений ждать в ближайшее время?
Напомним, что ранее содержанием дорог в областном центре занималось АО «Плесецкое дорожное управление» (ПДУ). Предприятие отвечало за уборку улиц с 2017 года, а в 2019-м получило трехлетний контракт стоимостью 838,7 млн рублей. Однако его расторгли ранее установленного срока.
Качество работы ПДУ неоднократно становилось предметом критики, причем не только руководства города, но и региона. Тему неудовлетворительной уборки улиц постоянно поднимали и депутаты Архангельской городской Думы. В свою очередь, подрядчик сообщал о недостаточном финансировании работ, заявляя, что компания работает в убыток.
«Вопрос содержания дорог в городе важен. Как мы знаем, к Плесецкому дорожному управлению было достаточно много нареканий и замечаний, как со стороны жителей, так и со стороны властей. В связи с этим принято обоюдное решение о досрочном расторжении контракта», – пояснил и.о. заместителя главы Архангельска по инфраструктурному развитию Юрий МАКСИМОВ.
Три претендента
В конце 2020 года администрация занялась поиском нового подрядчика. В декабре на сайте госзакупок появилось извещение о проведении электронного аукциона, в результате которого должна была определиться компания, которая займется содержанием улично-дорожной сети Архангельска. Начальная максимальная цена контракта – более 605 млн рублей. Начало выполнения работ – 20 января 2021 года, а окончание – 21 апреля 2022 года.
Итоги торгов подвели в канун Нового года, 31 декабря. В аукционе приняли участие три компании: АО «Мезенское дорожное управление», ООО «Автодороги» и ЗАО «Архангельское городское специализированное управление механизации». Все заявки соответствовали требованиям. Однако «Автодороги» предложили меньшую сумму: компания была готова заняться уборкой дорог в Архангельске за 584 млн 394 тысячи 873 рубля. По итогам рассмотрения заявок она и стала победителем конкурса. Напомним, что «Автодороги» – фактический владелец ПДУ: в декабре 2019 года предприятие купило полный пакет акций АО «Плесецкое дорожное управление» за 631 млн рублей.
Признали уклонившимися
15 января в Единой информационной системе в сфере закупок появилась информация об отмене процедуры заключения контракта. В протоколе указано, что условия банковской гарантии, представленной ООО «Автодороги», не соответствуют требованию закона №44-ФЗ: срок действия гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств не менее чем на 1 месяц. По данному контракту конечный срок исполнения обязательств – 3 июля 2022 года, а банковская гарантия ООО «Автодороги» действует по 22 июня 2022 года. По этой причине «Автодороги» признали уклонившимися от заключения контракта.
Примечательно, что подобное нарушение у этой компании выявлено не впервые. В конце 2016 года ООО «Автодороги» стало победителем аукциона на проведение работ по укреплению берега Северной Двины в Соломбале. Однако банковская гарантия компании также была признана не соответствующей закону. За исполнение контракта взялось ООО «СпецФундаментСтрой». Работа началась в 2017 году. Через год эту подрядную организацию признали банкротом, а в июне 2019-го Контрольно-счетная палата Архангельской области обнаружила серьезные нарушения, допущенные при строительстве.
Уборка по-новому?
Но вернемся к текущим событиям. Контракт на уборку дорог в Архангельске достался АО «Мезенское дорожное управление», которое предложило выполнить эти работы за 599 млн 700 тысяч рублей.
По новому контракту, компания должна заняться не только уборкой дорог и тротуаров, но и ямочным ремонтом, покраской пешеходных ограничивающих ограждений, содержанием леерных ограждений и даже нанесением дорожной разметки. Администрация города впервые решила объединить несколько услуг в один лот.
Контракт предписывает очистить от снега улицы первой категории максимум спустя три часа после снегопада. Всего таких улиц 79. Улицы второй категории необходимо привести в порядок в течение четырех часов – таких улиц 103. Больше всего улиц – 492 – причислены к третьей категории. Также к ней отнесены еще 108 улиц на островах Архангельска, включенные в контракт. После снегопада улицы третьей категории должны быть расчищены в течение шести часов. Кроме того, в перечень объектов для уборки включены павильоны на остановках общественного транспорта.
«Мезенские» у руля
«Мезенское дорожное управление» как акционерное общество было создано в 2003 году администрацией Архангельской области. МДУ зарегистрировано в Мезени. В 2011 году к компании в ходе реорганизации присоединили Пинежское и Лешуконское дорожные управления. Согласно открытым источникам, с августа 2020 года предприятием в должности генерального директора руководит Александр СОРОКИН.
МДУ занимается обслуживанием региональной дорожной сети в Мезенском, Пинежском, Лешуконском, Холмогорском районах. Крупнейшие заказчики – дорожное агентство «Архангельскавтодор», администрации Мезенского и Пинежского районов.
Кстати, акции Мезенского дорожного управления Правительство Архангельской области пыталось приватизировать не единожды: в 2018 и 2019 годах. Однако в итоге акции были проданы лишь в начале 2020 года. Покупателем стало ООО «Сервисснаб», предложение которого составило 131 млн 693 тысяч рублей. Согласно данным rusprofile.ru, «Сервисснаб» работает с 2005 года, основной вид деятельности – перевозки грузовым транспортом. С 2008 года компанию возглавляет Алексей НИФАНТЬЕВ.
«Предприятие крупное и выразило готовность выполнять условия контракта, которые стали более требовательными. По заверению руководства компании, количество техники на уборке улиц Архангельска будет увеличено до 80 единиц: это в полтора раза больше, чем у прежнего подрядчика, – отметил и.о. заместителя главы Архангельска по инфраструктурному развитию Юрий Максимов. – Также предстоит изменить подход к пересменке. Она будет проводиться не в 7 утра, как у ПДУ, а в 11 часов – без снятия техники с линий. Это позволит существенно сократить остановки в работе: пересменка будет занимать не более 20 минут, тогда как при заезде техники на базу она отнимает до полутора часов».
Испытание снегопадом
Техника МДУ вышла на дороги Архангельска 20 января. В уборке улиц в конце прошлой недели было занято 54 единицы техники. В первую очередь усилия подрядной организации были направлены на расчистку дорог, чтобы обеспечить возможность проезда транспорта.
За три дня, с 22 по 24 января, выпало 18 мм снега - это 43% от месячной нормы. Оценку работе нового подрядчика по содержанию улично-дорожной сети дали на общегородской планерке. По мнению департамента транспорта и глав округов, Мезенское дорожное управление в целом справилось с последствиями обильного снегопада.
«Мы видим более оперативную реакцию руководства подрядной компании на обращения от жителей и администрации города. Во время продолжительного снегопада техника работала без регламентных остановок. Это была работа на скорость, но еще предстоит улучшить качество уборки. Необходимо организовать уборку так, чтобы у пешеходных переходов и остановок не образовывались валы. Также нужно заняться дорогами третьей категории, где наблюдается заужение проезжей части», - доложил на планерке директор департамента транспорта, строительства и городской инфраструктуры Валентин ПРИЛЕПИН.
Глава Архангельска Дмитрий МОРЕВ планирует провести выездное совещание на производственной базе Мезенского дорожного управления и обсудить с новым подрядчиком систему взаимодействия компании с администрацией.
Есть мнение
Мария ХАРЧЕНКО, депутат Архангельской городской Думы:
– Мы очень часто поднимали вопрос качества уборки дорог в Архангельске в городской Думе, в том числе в присутствии представителей предыдущего подрядчика – АО «Плесецкое дорожное управление». Но кроме жалоб, что компания работает в «минус», других доводов в оправдание некачественной уборки не услышали.
Для улучшения ситуации депутаты неоднократно предлагали вернуться к старой системе, когда весь объем работ делили на несколько контрактов и по каждому выбирали подрядчиков. Это дало бы возможность большему числу предпринимателей, включая малый и средний бизнес, подать заявку на торги. Однако пока это остается на уровне предложений.
На мой взгляд, важно, чтобы техническое задание для контракта было составлено грамотно, а это уже вопрос к администрации города. Нередко случалось, что она защищала подрядчика, который вроде бы четко выполняет условия контракта, но уборка города при этом остается неудовлетворительной.
У нового подрядчика фронт работ будет больше, чем у предыдущего. Думаю, это правильное решение. Главное, чтобы все выполнялось качественно и в срок. Важно усилить контроль, привлекая для этого представителей общественности.
Сергей ПОНОМАРЁВ, депутат Архангельской городской Думы:
– Хочется верить, что с приходом нового подрядчика процесс наладится. Но если не будет жесткого контроля, а до этого уборка дорог в Архангельске контролировалась слабо, разницы мы не увидим. Сегодня говорят о ином подходе, но я уверен: неважно, кто убирает, важно, как это контролируется. И если подрядчик почувствует, каково это – нести существенные потери, платить миллионные штрафы за некачественное исполнение контракта, то нормализует свою работу.
На депутатских слушаниях мы предлагали отдельно провести торги по техническому контролю качества уборки дорог. По сути, в Архангельске появился бы технадзор, который стал бы следить за производством работ и наряду с подрядчиком нести ответственность за их результат. Подобный механизм используется в строительстве. Пока в администрации города такой службы нет, а департамент транспорта не справляется с этой задачей.
Кроме того, хотелось бы, чтобы у нового подрядчика появился эффективный канал связи с жителями города, депутатами. Такой существовал и у ПДУ, но на обращения жителей подрядчик реагировал формально. Я сам неоднократно обращался по этим каналам связи и получал ответ: «информация передана мастеру», «техника работает в городе». По сути, это ни о чем, одни отписки. Хотелось бы, чтобы у нового подрядчика было иное отношение к горожанам.