Татьяна ПОТАПОВА | 08.10.2010 04:14:26
За Западе восстановление раритетных автомобилей - довольно популярный и прибыльный бизнес, чего не скажешь о России. В нашей стране реставрация старинных авто до сих пор удел преимущественно энтузиастов-любителей, которых, впрочем, с каждым годом становится все больше. Архангельск не исключение: на улицах города хотя и редко, но встречаются образцы прекрасно восстановленной раритетной техники.
Эти автомобили привлекают внимание. Однако мало кто знает, скольких трудов и средств стоит владельцам их реставрация.
«Дорого, долго, крайне сложно, но чертовски интересно» - так, по мнению руководителя архангельского клуба владельцев эксклюзивных автомобилей «VIP 29» Андрея МОСИЕНКО (на снимке), можно охарактеризовать процесс реставрации раритетного или эксклюзивного автомобиля.
«Но если работа проведена качественно, потраченные годы с лихвой окупит удовольствие от обладания таким автомобилем», - уверен он.
Чего не скажешь о финансах. В Архангельске автомобили восстанавливают исключительно для себя, потому что их ремонт никогда не оправдается даже при продаже.
«В отличие от стран Европы и США, в России и тем более в Архангельске пока отсутствует сформированный рынок восстановленных раритетных автомобилей. И дело тут не в малом количестве обеспеченных людей, способных выложить солидную сумму за такую технику, - считает Андрей Мосиенко. - Просто у богатых граждан в нашей стране другие интересы. Они охотно приобретают новые дорогие автомобили, снегоходы, яхты, тратят свободные средства на увлечение охотой и путешествия».
Тем не менее, постепенно российский менталитет меняется, интересы смещаются в сторону раритетных автомобилей, полагает эксперт, что, безусловно, радует.
Инвестиции для терпеливых
По словам консультанта антикварного отдела АНО «Художественный салон-галерея» Дмитрия МАЦЕГОРЫ, лет через десять ситуация на рынке автомобильного антиквариата может в корне поменяться. И раритетные автомобили станут довольно прибыльным предметом инвестирования. Но вкладываться нужно уже сегодня, при этом не обязательно иметь доход выше среднего.
«К примеру, для небогатых людей прекрасный предмет коллекционирования – относительно молодые представители отечественного автопрома «Жигули» первой, второй и третей модели, «Москвичи» завода АЗЛК и ИЖ, - считает Дмитрий Мацегора. - Сейчас таких автомобилей много, но уже лет через десять останутся единицы, особенно в приличном техническом состоянии. «Копейку» в хорошем состоянии в Архангельске уже найти весьма непросто – изъездили. Хотя она была выпущена огромным тиражом в 2,7 млн. экземпляров».
Конечно, по словам антиквара, с точки зрения коллекционирования такие автомобили - предмет долгосрочных инвестиций, зато доступный для людей с месячным доходом до 30 тысяч рублей. Восстановить до идеального состояния какой-нибудь «Москвич-408» вполне реально за пару-тройку лет.
Более серьезная категория раритетных авто – машины, выпуск которых был прекращен до 1970 года. Из советских автомобилей в нее попадают 21-е «Волги», «Чайки», «Победы» и некоторые другие. С точки зрения реставрации здесь все гораздо сложнее и дороже.
«К примеру, в Москве полное восстановление ГАЗ-21 «Волга» в серьезной реставрационной мастерской обойдется примерно в 700 тысяч рублей, - отмечает Дмитрий Мацегора. – В Архангельске стоимость аналогичного комплекса услуг в полтора-два ниже, однако и качество работ несопоставимо. В отличие от Москвы, в нашем городе практически нет мастеров, знающих и умеющих правильно реставрировать раритетные автомобили».
Антиквариат или копия?
Сразу оговоримся, что реставрация и восстановление – два принципиально разных понятия. Первый вариант, и самый трудоемкий, предполагает возвращение механизмам и внешности авто первозданного вида. Если коллекционеру не удается отыскать ту или иную деталь, допускается создание ее точной копии по чертежам производителя.
Восстановление – создание максимально приближенной, но все же копии автомобиля тех лет с использование новодельных деталей.
«По-настоящему правильно отреставрированных автомобилей в России – единицы, - отмечает Дмитрий Мацегора. - Взять ту же советскую нитрокраску, которой на восемь слоев покрывали «Победы» и 21-е «Волги». По качеству она серьезно уступает акриловым краскам, поэтому, чтобы добиться эффектного внешнего вида, владельцы пренебрегают этой деталью и покрывают автомобиль современными красками с использованием лаков и полировок. Казалось бы, мелочь, но даже если все детали в автомобиле аутентичные, он уже будет считаться не отреставрированным, а качественно восстановленным. Я уже не говорю об использовании цвета «металлик» при покраске кузова или установке на классические автомобили современных колесных дисков».
Поэтому чаще владельцы идут по более простому пути - используют оригинальный кузов и современную техническую начинку.
Пример такой «переделки» - 21-я «Волга» экс-вице-губернатора Архангельской области Дмитрия ТАСКАЕВА, на которую установлен более современный двигатель. В собственности политика также числилась уникальная ГАЗ-14 «Чайка». Как нам известно, 21-й «Волгой» владеет также советник губернатора Архангельской области, медиа-магнат Яков ПОПАРЕНКО. У сенатора Совета Федерации от Архангельской области Николая ЛЬВОВА ГАЗ-13 «Чайка» и «Виллис» военных лет. Обе машины в отличном состоянии.
Тонкая работа
В среднем, по словам Андрея Мосиенко, на качественное восстановление раритетного автомобиля уходит не менее пяти лет, потому что большую часть работ по ремонту владельцам приходится делать самостоятельно или при помощи знакомых «Левшей».
Специализированных мастерских по реставрации старых автомобилей в Архангельске нет, и вряд ли в ближайшее время они появятся. Слишком нестабилен спрос на такие услуги. Отправлять машину в Москву, где подобные сервисы существуют, также слишком дорого. Обычные автомастерские за восстановление старой техники берутся, но крайне редко и неохотно – слишком долгий и кропотливый труд.
«В Архангельске очень мало сервисов, готовых взяться за такую работу, - подтверждает директор автосервиса «Алмаз», где сейчас восстанавливается ГАЗ-М-20 «Победа», Александр КОВАЛЕНКО. – Во-первых, у специалистов нет практических навыков реставрации автомобилей. Для этого нужно знать огромное количество специфических мелочей. Во-вторых, восстановление раритетных авто – процесс затяжной, как правило, не менее года, а значит, и деньги «длинные». Сервисам гораздо проще работать с современными автомобилями».
По словам Александра Коваленко, в его мастерской работает пара специалистов-энтузиастов, интересующихся старинной техникой, они и занимаются восстановлением раритетных авто. Сейчас в порядок приводят «Победу», до этого работали над «Жигулями» первой модели. Одновременно восстанавливают не более двух машин. Ведь работу с современными автомобилями никто не отменяет.
Раритет своими руками
«Законченных проектов из сервиса в Архангельске единицы, лично я не видел ни одного, зато знаю массу примеров, когда владельцы полностью восстановили автомобиль собственными руками», - говорит Андрей Мосиенко.
Так, архангельский коллекционер Андрей ГОЛОВАНОВ самостоятельно отреставрировал грузовик ЗИС-5 1949 года и «Москвич-403» 1956 года. В сервис автовладелец обратился только за покраской кузовов, ведь качественно провести такую работу в гараже просто невозможно технически. На реставрацию каждой из машин ушло по полтора года. Теперь автомобили в точности такие, как сошли с конвейера, - все детали оригинальные.
«В Архангельске есть практически отреставрированный немецкий Adler Trumpf Junior 1935 года с кузовом кабриолет, все детали в котором, за исключением некоторых болтов – аутентичные, - рассказывает Андрей Мосиенко. - Владелец восстанавливал автомобиль 15 лет. Сколько вложил средств, сейчас и вспомнить не может, но сумма впечатляющая. Все запчасти для «Адлера» он заказывал непосредственно на родине автомобиля - в Германии».
Кстати, столь редкий сегодня автомобиль был изначально приобретен в Архангельской области.
«У нас и сейчас можно купить раритетную технику, особенно это касается отечественных авто, - говорит Андрей Мосиенко. – Довольно часто встречаются «Москвичи» 403, 407, 408 моделей, реже - 21-е «Волги», «Победы», ГАЗ-67, 69».
А вот приобрести в Архангельске или области одно из редких изделий американского автопрома вряд ли удастся. Такие машины, как правило, привозят из столичного региона. «Я лично в 2008 году привез из Московской области Chevrolet Impala 1969 года с кузовом хардтоп, - говорит Андрей Мосиенко. - Автомобиль – легенда, таких в России всего несколько штук. Машина требует реставрации, чем я сейчас и занимаюсь. Рассчитываю в 2011 году представить автомобиль широкой общественности».
Достоверных данных, сколько старинных автомобилей насчитывается в Архангельской области, нет. Неофициальный подсчет ведут члены архангельского клуба владельцев раритетных, эксклюзивных и редких автомобилей «VIP 29». На своем сайте www.vip29.com они выкладывают снимки всех встречающихся на улицах города раритетов. Чаще всего в поле зрения попадают, естественно, «Москвичи», «Жигули» и «Запорожцы». Но можно на дорогах областного центра увидеть и «новенькую» «Победу» или сияющую свежей краской 21-ю «Волгу». Есть в Архангельске несколько «Чаек» ГАЗ-13 и ГАЗ-14; ЗИС-5; ГАЗ-АА «полуторка»; ГАЗ-12 ЗИМ; ГАЗ М-1.
Представителей отечественного автопрома, безусловно, больше - в силу их распространенности, но встречаются в городе и редкие иномарки: Adler Trumpf Junior 1935 года с кузовом кабриолет; AMC Spirit 1979 года; Cadillac Seville 1977 года; Chevrolet Impala 1969 года с кузовом хардтоп; Opel Rekord 1971 года с кузовом купе хардтоп; Toyota Crown 1972 года; Opel Olympia 1936 года.