ИЛИМ-ПАЛП_2020
Макси

Маленькая оЖибочка вышла, или Проверяйте свой пол, не отходя от УФМС


Елена СВЕТЛИЧНАЯ | 20.12.2013 02:20:50

Через суд архангелогородец Дмитрий БЕЛОУСОВ практически полностью компенсировал свои расходы на путевку за границу и билеты, которые пропали из-за ошибки в паспорте. Как оказалось, вместо «М» в графе «пол» была вписана буква «Ж». Сорванный отпуск, эмоции и нервы не в счет — в компенсации морального вреда суды двух инстанций отказали.

Отпуск жителя Архангельска неожиданно прервался в аэропорту Шереметьево во время прохождения таможенного контроля. «У вас в паспорте пол женский», - сообщил таможенник Дмитрию Белоусову и снял его с 12-летним сыном с рейса во Вьетнам.

Для обычной семьи, где поездка с ребенком планируется заранее, а деньги откладываются из месяца в месяц, разом потерять около 100 тысяч — перспектива, прямо скажем, нерадостная. Покупка новых билетов, обращение к туроператору, оформление нового паспорта — вместо солнечного Вьетнама отпуск прошел именно так. 

«В турагентстве мы не оформляли страховку от невыезда. Из всей суммы путевки возвратилось только 13 тысяч рублей — оплата за питание в отеле. Ответственности за правильность оформления загранпаспорта и снятие туриста с рейса таможенными и пограничными органами турагентство не несет, - рассказывает Дмитрий Белоусов, - поэтому ответчиком по делу выступает региональное управление ФМС».

Надо сказать, что по паспорту с ошибкой гражданин пересекал границу несколько раз — ни он, ни пограничники «полового» недочета не замечали. Действительно, как правило, при получении паспорта мы проверяем написание фамилии и дату рождения, а на букву в графе «пол» внимания не обращаем, как, впрочем, и на специальные коды.

Между тем, судя по отзывам в Интернете, ошибки там допускаются нередко. На первый взгляд, аргумент ФМС в этом случае прост: вы должны проверить правильность данных, занесенных в паспорт, и расписаться в  получении. Однако административный регламент ФМС предусматривает, что именно сотрудник службы несет ответственность за правильность оформления паспорта. И у гражданина, кстати, нет права выбора пола или, скажем, иной фамилии, при установлении которых он должен «просто расписаться». Госуслуга оплачена, и гражданину были обязаны выдать надлежащим образом оформленный документ, а то, проверял ли он данные при получении или нет, не имеет правового значения.

В суде представитель УФМС России по Архангельской области категорически не согласился с доводами истца, указав, в частности, что паспортом Белоусов пользовался в течение двух лет — у него было время более внимательно ознакомиться с документом и заменить его. Сумма компенсации материального и морального вреда тоже оспаривалась, как и в принципе само право требовать возмещения убытков.

На замечание о безалаберности сотрудников миграционной службы в управлении отреагировали убедительным языком цифр: «ежегодно объемы предоставляемых госуслуг возрастают на 30%». Так, если в 2010 году УФМС оформило почти 20,5 тысячи паспортов нового образца, то в 2012 году - уже 50,5 тысячи. Но, несмотря на загруженность службы и нехватку кадров, процент испорченных бланков за последние годы составляет всего 0,08%, заявили в УФМС (примерно один на каждую тысячу паспортов).

Однако суды первой и апелляционной инстанций в целом согласились с позицией истца в части возмещения материального ущерба — с Министерства финансов РФ за счет казны взыскано 120 тысяч рублей (оплата путевки, билетов, работы юриста, госпошлины). А вот в компенсации морального вреда отказано. Речь идет о сумме 100 тысяч рублей — по 50 тысяч на истца и его ребенка.

«Первая инстанция вообще не обратила внимания, что моральный вред причинен нарушением права свободного передвижения (выезда за границу), - отмечает представитель истца в суде, юрист Сергей ПОСПЕЛОВ. - В свою очередь коллегия Архангельского областного суда указала, что требования о взыскании морального ущерба связаны с ненадлежащим оформлением загранпаспорта — за него оплачена госпошлина, но услуга оказана некачественно, значит, речь идет о нарушении имущественных прав. А по действующему законодательству в этом случае «моральной» компенсации не предусмотрено». 

Однако требования истца, по словам Сергея Поспелова, связаны не с дефектным паспортом, а с тем, что из-за ненадлежащей работы госорганов было нарушено его конституционное право - право свободного передвижения, а это уже относится к нематериальным благам. «Таким образом, у него есть все основания получить компенсацию морального вреда», - считает юрист.

Сейчас жалоба находится на рассмотрении президиума Архангельского областного суда (кассационная инстанция) — истец требует компенсации морального вреда в размере 100 тысяч рублей. Как выясняется, в судебной практике есть аналогичные дела: в Саранске, например, в сентябре 2013 года районный суд постановил компенсировать моральные страдания мужчины за «женский пол» в паспорте и сорванную поездку в Испанию. Судьи определили, что именно из-за ошибки истец не мог вылететь за рубеж, а замена паспорта в короткие сроки вины с миграционной службы не снимает. Владимирский областной суд в 2011 году также подтвердил право на «моральную» компенсацию: отпуск семьи не состоялся из-за незаконного постановления пристава-исполнителя.

«Во всей этой ситуации удивила позиция миграционной службы, которая свелась к тому, что во всем виноват я сам, официального извинения не было. С меня даже попытались повторно взять госпошлину за замену паспорта. Но как же так: за него я уже заплатил, а получил дефектный, так почему же должен снова перечислять 2500 рублей?!» - удивляется Белоусов.

С момента его сорванного отпуска прошло почти полгода, но и взысканные с государства решением суда 120 тысяч рублей Дмитрию Белоусову Минфин пока не перечислил...





Возврат к списку

 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Новости компаний

© 2003-2020 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5