Беседовала Рита ИЛЬИНА | 10.08.2019 13:53:15
В областном центре завершается работа над муниципальным проектом «Архангельск - город возможностей для каждого». Он охватывает все сферы развития города, планы органов власти, предприятий и организаций, увязан с майским указом Президента РФ. «Главное, к чему мы стремились, создавая этот документ, - чтобы каждый житель или гость города, каждый инвестор понимал, что это даст конкретно ему, какие возможности здесь для него открыты», - пояснил в интервью «Бизнес-классу» заместитель главы Архангельска по вопросам экономического развития и финансам Даниил ШАПОШНИКОВ.
- Даниил Вадимович, в чем принципиальное отличие этого стратегического документа? Как в проекте выстроен «мостик к каждому»?
- Перед Архангельском, как и перед всеми российскими городами, стоят понятные задачи, определенные майским указом главы государства. Двенадцать национальных проектов представлены в цифрах, есть прямые целевые показатели. Для того чтобы их достичь, решить ряд нетривиальных проблем, требуется иной подход, отличный от программно-целевого метода, который мы используем сегодня. Это метод проектного управления. Всем муниципальным образованиям предложено разработать именно проект, и в нашем регионе опыт Архангельска станет первым.
В мае - июне мы занимались сбором информации обо всех имеющихся в городе ресурсах, предусмотренных различными федеральными, региональными, муниципальными программами, инвестиционными программами предприятий, ресурсоснабжающих организаций и т. д. В итоге получилось, что на период 2019-2024 годов запланировано около 230 мероприятий, попадающих в концепцию проекта, общей стоимостью более 100 миллиардов рублей! На втором этапе мы провели анализ, насколько эти мероприятия соответствуют задачам, о которых говорилось выше, и в июле представили проект в правительстве области.
Плюсы проектного подхода можно объяснить на простом примере. К сожалению, в Архангельске немало микрорайонов, куда в свое время были плотно «затолканы» многоэтажки, а зеленых зон не хватает, до школы и детсада далеко, где-то перегружены коммунальные сети... Проект связывает между собой всех участников процесса. При таком подходе, когда планируется, например, строительство дошкольного учреждения, заранее просчитывается, насколько мы решаем проблему с очередями в детсады в этом микрорайоне, как вписать здание в систему инженерных коммуникаций, организовать подъездные пути, потребуется ли перенос каких-то объектов и т. д. Для этого и нужна корреляция программ — в данном случае, наших городских и областных программ, программ инвесторов.
На самом деле документ получается большой, в нем расписаны цели, задачи, затраты, источники финансирования, ответственные за исполнение... Но большинству горожан изучать его сложно, да и не нужно. Человеку главное понимать, что все это даст конкретно ему. Для этого будет создано удобное приложение к проекту, где любой житель города сможет узнать, что, условно говоря, в 2020 году в его округе отремонтируют ключевую дорогу, появится 90 рабочих мест такого-то профиля, детский сад, годом позже — школа и так далее. Таким же образом можно планировать и смену места жительства внутри города, покупку квартиры.
- То есть этот проект подготовлен целиком «внутри» администрации города?
- Нет, хотя сторонних проектных организаций мы не привлекали. В ходе обсуждения документа на проектном комитете в правительстве области губернатором был высказан ряд замечаний и предложений по его доработке. И мы, опираясь на полученные данные, решили переформатировать проект исходя не из объема имеющихся ресурсов, а из потребностей и интересов горожанина, инвестора, туриста: из того, что нужно им, чтобы Архангельск воспринимался именно как город возможностей для каждого.
Были организованы экспертные обсуждения проекта по трем направлениям: социальная сфера; жилье, городское хозяйство и все, что с этим связано; бизнес, цифровая экономика. Соответственно, экспертами стали общественники, представители науки, культуры, малого и среднего предпринимательства, руководители крупных предприятий. Очень много идей мы взяли от них.
Например, о создании городского цифрового сервиса для предпринимателя: своего рода личного кабинета, где он может отслеживать свои платежи за аренду земли и помещений, находящихся в муниципальной собственности, прохождение заявок на получение муниципальной услуги, на техприсоединение к системам водо- или электроснабжения и т. п. Это хороший сервис, мы включили предложение в проект.
Кроме того, до 6 августа принимались предложения от горожан и всех желающих принять участие в этом процессе. Их тоже поступило много, например, в части благоустройства города, расселения ветхого жилья, приведения в порядок тротуаров.
В итоге, после обсуждений, количество мероприятий проекта выросло с 230 до 330.
- И все они подкреплены финансами?
- Суммы расходов на большинство мероприятий определены, и это не виртуальные цифры. На трехлетний период они выверены с бюджетами всех уровней. По ряду направлений, которые на сегодня уходят за границы бюджетного планирования, у нас уже подписаны соглашения с правительством области (строительство дорог, школ, детсадов и др.). Кроме того, есть утвержденные инвестиционные программы предприятий — ГК «Титан», «Красной кузницы», Архангельского водорослевого комбината и др.
- Есть расхожее мнение: «оставьте бизнес с его инвест программами в покое, и он все сделает сам».
- В действительности все сложнее. Например, у «Красной кузницы» - своя инвестпрограмма на 800 миллионов рублей. Но для ее реализации необходимо дополнительно привлекать работников, а людям нужно комфортное жилье в благоустроенном районе, они хотят быть уверенными, что дети заняты в течение дня, и так далее.
«Красная кузница» планирует построить дом, и землю под него можно получить без конкурса, имея приоритетный инвестпроект, утвержденный правительством области. У предприятия также будет возможность на федеральном уровне добиться субсидирования процентных ставок по ипотеке для своих сотрудников. Сегодня мы совместно готовим инвестпроект к защите. Кроме того, возводим в Соломбале детский сад на 120 мест. Поддержка со стороны города позволит «Красной кузнице» быстрее реализовать свои планы, в чем муниципалитет также заинтересован.
- А как с новым муниципальным проектом соотносится стратегия развития Архангельска, утвержденная в 2017 году?
- В ней, можно сказать, во многом предугадано развитие событий. Безусловно, стратегия требует пересмотра, и это будет сделано в 2020 году. Вышел ряд новых региональных и федеральных стратегических документов, будет проведена переоценка социально-экономической ситуации в городе. Но в целом имеющаяся стратегия вписывается в канву построения муниципального проекта, что было намечено — выполняется.
В стратегии есть инвариантная часть — то, что мы должны были сделать при любых раскладах (это обеспечение местами в детсадах малышей до трех лет, уход от переполненности классов и второй смены в школах и др.). И есть планы, которые можно пересматривать в зависимости от обстоятельств. В 2017-м мы не представляли, где возьмем деньги на реализацию некоторых из них. Но постепенно разрабатывали проекты (в частности, на ту же реконструкцию дорог), оформляли земельные участки и в итоге оказались готовы принять участие абсолютно во всех федеральных и региональных программах, появившихся за эти годы, при этом в каждую программу мы вкладываем и собственные средства.
Кроме того, вновь построенный в Архангельске детсад или школа влекут дополнительную нагрузку на городской бюджет в части последующего содержания. Например, детсады, которые планируется открыть в 2019 году, потребуют плюсом 40 млн рублей ежегодно, и мы к этому готовы. Значит, стратегические решения принимаются в нужном ключе.
- Муниципальный проект дает представление о глобальной динамике, миграции населения? В каком направлении город будет расти? Какова судьба территорий, оставленных крупным бизнесом?
- Проанализировать все не так сложно. За ближайшие пять лет в городе из ветхого и аварийного жилья должно быть расселено более 9 тысяч человек. Это нынешние жители Маймаксы, Исакагорки, но в то же время и центральных округов, где еще немало старых деревянных домов. Многоэтажная застройка планируется преимущественно в округе Майская Горка. В сентябре заканчивается работа над новым генеральным планом, из которого видно, где мы настроены на малоэтажное строительство. Это прежде всего Маймакса, Северный округ.
В Северном округе еще остается промышленная зона. Возобновление лесопильного производства на территории бывшего СЛДК не исключается, но пока инвестиционный проект нам не представлен.
Есть и другой вариант развития событий. Когда будут закончены все исполнительные производства в отношении комбината, муниципалитет сможет рассматривать вопрос о вовлечении этих земель в оборот под жилищное строительство, о чем уже неоднократно говорили и глава Архангельска, и губернатор. Место хорошее, но процесс предстоит сложный, потребуются длительные экспертизы, прежде всего экологическая.
Кстати, стартовавший проект Минобороны по созданию производственно-логистического комплекса (ПЛК) в районе порта Экономия предусматривает вложения в реконструкцию дорог и мостов в этой развязке. Мы очень ждем включения проекта ПЛК в число приоритетных на федеральном уровне. Как было сказано, только на самом строительстве комплекса будет задействовано три тысячи человек. В перспективе — 500 постоянных рабочих мест, общая сумма инвестиций — около 15 млрд рублей. На данном этапе город сделал для поддержки этого проекта все, что от него зависело.
Буквально на днях мы встречались с представителями другого потенциального инвестора — компании «Регион-лес»: речь шла об открытии лесопильного производства на территории бывшего Лесозавода № 3 в округе Варавино-Фактория. Для города это очень хорошая новость. Проект уже проходит валидацию в банке.
Так что появляются и новые предприятия, инвесторы. Буквально на днях мы присутствовали на открытии завода по производству газобетонных блоков. Есть уверенность, что там все получится. Сейчас в Архангельске вводится в эксплуатацию порядка 100 тысяч квадратных метров жилья в год. Это достойный показатель, но планка постоянно поднимается. Сроки сдачи домов по программе расселения ветхого и аварийного жилья, социальных объектов очень сжатые. Появление новых производств собственных, местных строительных материалов — одно из условий устойчивости строительной отрасли, так как это позволяет компаниям не зависеть от поставщиков из других регионов.
- Даниил Вадимович, в муниципальном проекте действительно уделено внимание всем направлениям развития города, давайте в этом интервью остановимся еще на нескольких актуальных моментах. Какие нововведения планируются в сфере городского транспорта? Многие горожане по-прежнему надеются на возвращение трамвая и троллейбуса...
- Возможно, кого-то разочарую: электротранспорта нет ни в генеральном плане, ни в муниципальном проекте. Трамвай и троллейбус — это, безусловно, очень экологичные виды транспорта. Но открытие троллейбусного маршрута хотя бы в центре, по Обводному каналу и улице Воскресенской, с учетом расходов на восстановление и содержание сетей, парка, стоимости электроэнергии, - нерентабельный проект для инвестора и непосильная ноша для города. То же самое касается трамвая. Вернуть его, скажем, на Троицкий проспект сейчас просто невозможно в силу кардинального изменения плотности потока машин.
Мы делаем ставку на оказание качественных услуг по перевозке пассажиров на современных автобусах. В 2020 году пройдет серия новых торгов по всем маршрутам.
- О масштабном строительстве дорог в городе сейчас говорится много. Какие еще крупные инфраструктурные изменения предусмотрены?
- Один из них — мост через остров Шилов. Его нет в муниципальном проекте, но в генеральном плане он остается. Сейчас эта тема может актуализироваться - опять же в свете строительства ПЛК Минобороны на Экономии. Рассматриваются разные логистические схемы, и участие федерального оборонного ведомства в строительстве моста через Шилов возможно.
- Какие тенденции вы бы отметили в таком обсуждаемом спектре, как благоустройство общественных территорий?
- Да, ожидал этого вопроса. В Архангельске даже стал активно развиваться новый вид бизнеса - компании, которые специализируются на благоустройстве города. Нам очень импонирует, что к этому процессу подключаются активные горожане, молодые архитекторы и дизайнеры. Дискуссий много — по «Зарусью», Рябиновой аллее, теперь по парку на Галушина, - но так и должно быть. Чем больше людей вовлечено в диалог, тем лучше эти парки, зоны отдыха получаются. Какой бы талантливый человек ни проектировал парк — это будет его личное видение. Я за публичные обсуждения.
Дизайн-код (своеобразный бренд-бук. — Прим. ред.) города мы планируем заказать уже в этом году — средства есть. Еще одна интересная задача — создание мастер-планов общественных территорий. Суть в том, чтобы проектировать их комплексно, хотя бы в укрупненном виде, а не по принципу «кто во что горазд». Фрагментарность с точки зрения эстетики, функциональности этих зон может вызывать не очень хорошее общее впечатление. Нужна единая концепция и, в то же время, новые ходы.
- Даниил Вадимович, на мой взгляд, лейтмотивом и этого разговора, и предыдущих ваших интервью было желание повторить приглашение к обратной связи, повлиять на стереотип о том, что горожане почти не участвуют в распределении средств казны муниципалитета.
- Приглашение к обратной связи — на это направлен и проект «Архангельск — город возможностей для каждого» (в августе он будет представлен в правительстве области в обновленном виде), и «Бюджет твоих возможностей», и многие другие наши инициативы. Да - сложно, да - нагрузка на бюджет большая и продолжает увеличиваться, но сегодня ресурсы, которые у города стали появляться, наша информационная открытость позволяют горожанам высказывать то, что им не нравится, выдвигать свои предложения. Там, где люди инициативные, и бизнес охотнее подключается, и решения проблем находятся быстрее.