ИЛИМ
Приглашение в телеграм-канал БК

Пятница, 29 марта, 2024 10:58

Догони меня топор: почему СМИ эксплуатируют тему насилия?


Текст: Михаил ПРЫНКОВ. Рисунок: Анна Бабкина | 29.11.2012 04:24:44

altНаша картина мира в значительной степени сформирована СМИ. Телеканалы, газеты, информагентства рассказывают о самых важных событиях. Особенность российской журналистики в том, что зачастую «самым важным» становится самое плохое. Любой несчастный случай или преступление автоматически приобретают значимость, достаточную для того, чтобы рассказать о них широкой аудитории.

 

По мотивам новостей и пресс-релизов вполне можно писать детективы и снимать триллеры. Вот, к примеру, из недавно опубликованного на лентах информационных агентств:

«25-летний житель Поморья пытался избавиться от беременной 16-летней девушки при помощи топора. С этой целью он под надуманным предлогом отвез несовершеннолетнюю в безлюдное место, где при помощи топора совершил попытку жестокого убийства. Девушка оказала активное сопротивление, вырвалась и скрылась в лесу, чем спасла жизнь себе и сыну, который родился через полтора месяца после произошедшего».

* * *

«Работники одной из пилорам в Архангельской области до смерти забили своего коллегу. Жестокое убийство произошло в Плесецком районе. Рабочий Яковлев рассказал двум своим друзьям о конфликте с одним из рабочих. Договорившись о том, чтобы они избили потерпевшего, он предоставил им молоток для отбивания мяса».

* * *

«В Архангельском областном суде оглашен приговор по делу о покушении на убийство по найму. Отличительной особенностью дела является побудительный мотив супружеской пары, «заказавшей» убийство своей соседки. Как правило, организаторами таких преступлений движет корыстный интерес, а не давняя распря и стойкая личная неприязнь, порожденная элементарным неумением договариваться. Организаторы преступления, муж и жена, пребывали в состоянии войны (в том числе с переходом на рукопашную, плевки и брань) с переехавшей в их дом матерью семейства, обменивались с ней, ее домочадцами ударами и оскорблениями».

* * *

«Родительница избила в школе учительницу начальных классов «за низкую успеваемость сына». Инцидент произошел во время урока. В класс вошла мать одного из учеников и затеяла скандал. Учительница утверждает, что родительница сначала громко нецензурно бранилась, а после несколько раз ударила ее. За педагога вступились подоспевший завуч и другая родительница. Им тоже досталось от разъяренной дамы».

Страницы сайтов новостей пестрят «позитивными» заголовками:

-  «Секретная рыбалка окончилась смертью для жителя архангельского поселка».
-  «В Архангельской области в результате производственной травмы погиб рабочий».
- «В результате ДТП в центре Архангельска пассажир иномарки доставлен в реанимацию».
- «Пожар в Архангельской области унес жизни двух человек, еще 14 остались без жилья».
- «Житель Новодвинска осужден за убийство пятилетней давности».
- «Житель Архангельской области, жестоко убивший пенсионера, осужден на 11 лет».
- «В Архангельской области в результате опрокидывания «Нивы» погибли 4 человека».

Как тут не вспомнить булгаковского профессора Преображенского, предостерегавшего от чтения советской прессы перед обедом: «Вы знаете, я произвел 30 наблюдений у себя в клинике. И что же вы думаете? Пациенты, не читающие газет, чувствуют себя превосходно. Те же, которых я специально заставлял читать «Правду», теряли в весе… Мало этого. Пониженные коленные рефлексы, скверный аппетит, угнетенное состояние духа».

Я подсчитал процент негативных новостей на популярных архангельских сайтах. Самым безопасным для аппетита оказалось информационное агентство Regnum. Так, на неделе с 12 по 18 ноября количество сообщений о преступлениях, авариях, несчастных случаях, пожарах и т.п. составило здесь 19% от общего числа новостей. А больше всего разнообразной «чернухи» публикует ИА «Беломорканал» – 44%. На втором месте крупный интернет-портал 29.ru (37%).

Многие считают, что нездоровое внимание СМИ к темным сторонам жизни обусловлено финансовыми соображениями. Есть мнение, что люди интересуются плохими новостями больше, чем хорошими. Соответственно, чем чаще СМИ публикуют негатив, тем шире аудитория, а значит, больше рекламы, больше денег. Именно по этому принципу работает канал НТВ, транслирующий самые «трэшевые» передачи и сериалы на отечественном телевидении.

Если говорить об архангельских сайтах, то здесь все можно объяснить проще. Почти под всеми «чернушными» новостями стоят ссылки на источники информации. Это пресс-релизы областного УМВД, МЧС, Следственного комитета, прокуратуры и судов. Они выходят ежедневно и в больших количествах. Их копирование является наиболее простым способом заполнить ленту новостей. Как говорится, дешево и сердито.


ЕСТЬ МНЕНИЕ

Дмитрий ЧИСТЯКОВ, заместитель начальника пресс-центра ГУ МЧС России по Архангельской области:

– Писать об авариях, несчастных случаях надо, но обязательно так, чтобы от этого была польза. Нужно просвещать людей, предупреждать, рассказывать о том, как избежать трагических ситуаций. Именно в этом состоит смысл работы нашего пресс-центра. Мы многие детали оставляем «за кадром» и не называем имен пострадавших.

СМИ иногда паразитируют на человеческой трагедии. Смакуют леденящие кровь подробности, и все это ради яркой картинки. Я категорический противник такого подхода.

Андрей РУДАЛЁВ, редактор ИА «Беломорканал»:

- В свое время я с удивлением открыл для себя, что когда появляется информация с места, например, какого-то жуткого ДТП, информационная лента тут же взрывается от количества посетителей. Но, на мой взгляд, добрые и бодрые новости, которые публикуют пресс-службы органов власти, ничем не лучше того, что вы называете «чернухой». «Дистиллированные» официальные сообщения прикрывают, ретушируют проблемы, которые нарастают и грозят взрывом. Наше издание ставит своей целью задавать власти вопросы (часто неудобные), а порой и формулирует свои претензии к ней. Возможно, это такая форма общественного экзорцизма (термин обозначает борьбу с нечистой силой — Прим. автора).

 





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей