ИЛИМ-ПАЛП_2020
Макси

Да рассеется мрак!


Светлана КОРЕЛЬСКАЯ. Фото: Алексей ЛИПНИЦКИЙ | 05.03.2010 08:39:43

Архангельский государственный камерный оркестр только что завершил гастрольный тур по Норвегии. «Тьма отступит перед солнцем» – так звучит в переводе с латыни название программы, подготовленной российскими и норвежскими музыкантами.  Цикл концертов в Северодвинске, Архангельске, Мурманске, Киркинесе, Вардё, Тромсё и Нарвике – это только начало крупного международного проекта, рассчитанного на три года.

Концертные площадки, где представлена программа Cedant Tenebrae Soli, находятся в семи северных городах. Их связывает древний торговый путь через Белое, Баренцево и Карское моря. Экономические контакты между норвежцами и поморами начали складываться примерно с XII века – их изучением давно занимается известная оперная певица и университетский преподаватель Анне-Лисе БЕРНТСЕН. История – это давняя страсть, хобби, которое определило концепцию продюсерского центра, созданного ею в городе Вардё. Инициативу госпожи Бернтсен объединить культурное и экономическое пространство Поморья и пограничных с ним районов норвежской Лапландии - одобрил Баренц-секретариат.
В 2009 году министры культуры двух государств подписали договор о сотрудничестве в рамках стратегии «Новые камни для созидания на Севере». Тогда же возникло общество Vardо – Waterline to Russia и одноимённый проект, который финансируется на межправительственном уровне. Он уже осуществляется норвежскими и архангельскими деятелями искусств.

Концерты в Северодвинском драмтеатре и малом зале Поморской филармонии раскрывают общую идею трёхгодичного проекта – движение из мрака к свету, от смерти и забвения к торжеству жизни и взаимопонимания. Благо музыка – это универсальный язык. 
Вместе с исполнителями из Норвегии Архангельский камерный оркестр впервые сыграл чрезвычайно сложную для восприятия Симфонию №14, Op.135 Дмитрия Шостаковича, состоящую из одиннадцати частей – на стихи Гийома Аполлинера, Фредерико Гарсиа Лорки, Райнера Марии Рильке и Вильгельма Кюхельбекера. Это произведение, написанное в 1969 году под влиянием «Песен и плясок смерти» Мусоргского и посвящённое Бенджамену Бриттену, иногда называют «чёрным реквиемом».

Пронизанная трагизмом, Четырнадцатая симфония Шостаковича отражает сам дух «железного» ХХ века с его войнами и тиранией. «Такую музыку трудно слушать и нелегко исполнять, – говорит художественный руководитель оркестра и дирижёр Владимир ОНУФРИЕВ (на снимке). – Да, она может привести в шок, хотя за ликами смерти в симфонии угадывается множество других тем: протест, великая сила духа, любовь и смирение, безумие страсти, ирония и гротеск… Автор напоминает нам о судьбах интеллигенции и духовенства, он сокрушается, он смеётся, он полемизирует… Сам композитор мечтал, чтобы слушатель выходил из зала с мыслью о том, как прекрасна жизнь».
Столь необычным было первое отделение концерта, где вместе с архангелогородцами играли пять гостей из Норвегии, а в качестве вокалистов выступали бас Андреас Элвенес  и сопрано Анне-Лисе Бернтсен. Во втором сумрак рассеялся – прозвучали пьесы Эдварда Грига (Op. 34) и Серенада для струнного оркестра Чайковского. А уже назавтра после концерта в Кирхе наши музыканты выехали в Мурманск, чтобы, отыграв там концерт, ещё через день пересечь границу и продолжить свой путь по земле полярной Норвегии. Серпантин дороги в горах и заснеженные фьорды, залитые ярким солнцем… Киркинес, где названия улиц написаны по-норвежски и по-русски, Вардё, Тромсё, Нарвик.

В последнюю неделю июля в Вардё ежегодно проводится международный фестиваль, где Архангельский государственный камерный оркестр отныне рассматривается как базовый. У Владимира Онуфриева появляется возможность посмотреть новых музыкантов, привлечь дополнительные силы в творческий коллектив и поднять новые интересные программы. 
Классика – это основа, объединившая разные направления проекта Анне-Лисе Бернтсен.  Когда-то её, 19-летнюю девушку, выросшую в горной деревушке, с ходу приняли в Моцартеум – австрийскую консерваторию в Зальцбурге (Австрия). В ту пору у неё не было музыкального образования – только дивной красоты драматический голос. Сейчас известная исполнительница барокко и оперная певица (дебют состоялся в 1984 году в Королевской опере Стокгольма) преподаёт классический вокал. Госпожа Бернтсен прославилась как талантливый педагог и общественный деятель.

С прошлого года сессионные мастер-классы Анне-Лисе Бернтсен проходят и в Архангельске. Изучая традиции Поморья, она вникает во все пласты его аутентичной музыкальной культуры и даже решила выучить русский язык, чтобы взяться за исторические источники. Сейчас в продюсерском центре, обосновавшемся в Вардё, началась работа над культурной программой Маргаритинской ярмарки. Не будем раскрывать всех замыслов, но в сентябре вместе с делегацией предпринимателей из Северной Норвегии к нам пожалуют исполнители фольклора, которыми так славится скандинавский мир.

© Фото: Алексей Липницкий





Возврат к списку

 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Новости компаний

© 2003-2020 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5