ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Архангельские бизнесмены стали чаще обращаться к профессиональным дизайнерам


Татьяна ПОТАПОВА | 28.09.2008 09:00:00

В Архангельске спрос на услуги профессионалов-дизайнеров с каждым годом растет. «Если еще 5 лет назад дизайн как таковой встречался в основном в частном секторе, то сейчас приглашение дизайнера - это норма, причем как для проектирования личных апартаментов, так и общественных интерьеров, - отмечает директор студии дизайна «DALI ART» Маргарита ЕРМОЛИНА. - И это неудивительно, ведь грамотно подобранный дизайн играет немаловажную роль в создании благоприятной рабочей атмосферы, производит первое впечатление на клиента, а, как известно, встречают по «одежке».

Разрабатывая концепцию будущего рабочего пространства, нужно понимать, что в центре внимания должна быть не только функция офиса - создать необходимые условия работы для сотрудников, но прежде всего - сам человек. Это значит, что пространство офиса должно вдохновлять людей на творчество, мотивировать их на решение сложных задач, стимулировать развитие. Те компании, которые понимают и реализуют эти принципы, вкладывая средства в «человеческий капитал», достигают совершенно другого уровня эффективности.

Организовать офисное пространство так, чтобы оно стало удобным для каждого сотрудника, - одна из основных задач руководства компании. Ведь хорошо придуманный и квалифицированно организованный офис во многом предполагает успех в бизнесе. К тому же удачный дизайн и респектабельный внешний вид офиса отражаются на отношении к компании партнеров и клиентов.

«Для большинства компаний, занимающихся торговлей и услугами в условиях жесткой конкуренции, иметь правильно обустроенный и красивый офис - обязательное условия успешного бизнеса, - считает директор студии дизайна «New Grade» Наталья ГОРЯЧЕВА. - А правильно обустроенный офис - это, прежде всего, офис, спроектированный с учетом правил эргономики (наука, призванная сделать любое помещение комфортным и практичным одновременно. - Прим. автора). Персонал, работая в такой среде, меньше устает, качественнее и в срок выполняет свои функции. Естественно, это положительно отражается на росте и благополучии компании».

Зонирование
Интерьер офиса начинается с планировки помещений. Наиболее распространены следующие ее виды: офис закрытого или кабинетного типа, общее пространство и комбинированный офис. Офис кабинетного типа - классическая схема планировки, создающая атмосферу уединения и спокойствия.
Но в нем невозможна коллективная работа, затруднено общение сотрудников и пространство используется менее эффективно. Такое решение подходит для небольших компаний, разделенных на отделы, которые довольно мало контактируют между собой. Существует два типа офисов кабинетного типа. К первому виду относятся кабинеты для одного-двух человек. Это обеспечивает максимальную уединенность, четкую пространственную организацию. Ко второму типу относятся офисы, состоящие из комнат большей площади, рассчитанных на коллективы от трех человек. Этот тип офиса может быть оптимальным для совместной творческой работы. Так может быть организовано рабочее пространство группы проектировщиков, программистов, дизайнеров, занятых в одном проекте.

Открытое пространство подходит главным образом для динамично развивающихся организаций и больших компаний. Большинство сотрудников здесь находятся в одном помещении, разделенном лишь мебелью - шкафами, стеллажами и столами. Такому офису присущи командный дух, отсутствие приватности и высокий темп работы. Но очевидны и некоторые недостатки, к примеру, низкая звуковая и зрительная изоляция рабочих мест.

В комбинированных офисах есть как индивидуальные комнаты, так и общее офисное пространство. Отдельные помещения отделены прозрачными перегородками от центральных зон, предназначенных для общего пользования. Такое решение нивелирует противоречие между необходимостью сконцентрироваться на работе и потребностью сотрудников в общении. Сегодня это наиболее перспективный вид организации пространства, обеспечивающий изоляцию рабочих мест и одновременно поддерживающий общение внутри коллектива.

Однако в Архангельске зонирование помещений пока не очень популярно. Как правило, не позволяет площадь. Отсюда самое распространенное пожелание - «из одной шкурки сшить пять шапок». «И, как в том мультике, «кроишь» на «клочке» бумаги пять рабочих мест и убеждаешь заказчика оставить два, ну хотя бы три», - вздыхает Наталья Горячева. «Если площадь все же позволяет, отделяем зоны руководителя, комнаты отдыха и зала переговоров от общей рабочей зоны», - поясняет Маргарита Ермолина.

Стиль
Сверхзадача оформления современного офиса - отразить в его дизайне и планировке основное направление деятельности компании, ее идеологию и занимаемое положение на рынке. Даже для неспециалиста очевидно, что интерьеры офисов рекламного агентства и солидного банка должны различаться.

Критерием здесь зачастую является некий эмоциональный посыл, заключенный в каждом элементе интерьера. Если компания серьезная, то, конечно, уместнее классический стиль. В этом случае важна дороговизна и одновременно скромность материалов интерьера. Модерн и хай-тек предпочитают динамичные фирмы, занимающиеся творческой деятельностью на стыке искусства и науки. Это, безусловно, IT, дизайн, реклама и тому подобные виды бизнеса.

Цвет

Цветовое решение офиса, так же как и выбор стиля, во многом зависит от предпочтений руководителей. Среди архангельских бизнесменов, по словам Маргариты Ермолиной, в нынешнем году, как и в прошлом, популярны фуксия, фисташковый цвет, шоколадные оттенки, цвет какао, сливочный. Однако мода на цвет не ставится дизайнерами во главу угла. «Мода на цвет, по моему мнению, существует только в глянцевых журналах, - отмечает Наталья Горячева. - Но, без сомнения, есть популярные цвета, которые понятны, близки и комфортны большинству. Оттенки бежевого, зеленого, иногда голубого цветов. Реже насыщенные цвета или контрастные сочетания. Конечно, вид деятельности организации либо диктует скромные и мягкие сочетания, либо разрешает яркие, активные цвета».

Как подсказывает зарубежный и отечественный опыт, отделка и цветовое решение каждого конкретного кабинета и офиса индивидуально, но помимо субъективных предпочтений нужно учитывать еще и рекомендации цветовой психологии.

Оптимальным вариантом является такой, когда стены, потолок, полы выдерживаются в светлой гамме, а яркие цветовые акценты переносятся на рабочие кресла, диваны и стулья. Не исключаются и такие варианты, когда нейтральной палитре можно противопоставить современное решение: выкрасить помещение в глубокий, богатый цвет, который может быть доминирующим, а дополнительные цвета будут ему подчиняться. Подобное цветовое решение требует определенного такта и аккуратности, так как насыщенные глубокие тона обладают свойством «надоедливости».

Выбор цвета для офиса зависит также от того, каких условий требует работа: сосредоточения или стимуляции и оживления. Холодные нейтральные цвета создают деловое настроение. Теплые насыщенные тона подходят для творческой атмосферы, способствуют дружественному рабочему климату.

Переговорные комнаты и демонстрационные залы, где сотрудники пребывают недолгое время, могут быть окрашены в более яркие и насыщенные тона. Психологи утверждают, что они располагают к общению, а из-за непродолжительного присутствия утомляемость не будет чувствоваться. Но при этом нельзя забывать о сохранности единого стилевого решения офиса.

Материалы

Здесь большую роль играют отделочные материалы. Перед тем как выбрать материал для покрытия поверхности, необходимо помнить, что офис - это рабочее помещение, стены которого могут «подвергаться» внешним воздействиям. «Поэтому для отделки рекомендуются моющиеся покрытия, например, стеклообои или виниловые обои, разработанные специально для офисных помещений, срок службы которых в разы выше обоев под покраску», - говорит Наталья Горячева.

В последнее время в зарубежной практике стали использовать декоративные полиуретановые лаки, которые открывают невиданные возможности оформления поверхностей: под мрамор, в крапинку, с «дрожащими» каплями воды. Такая отделка, подбираемая на любой вкус и цвет, придает помещению неповторимый характер.

Для пола наиболее приемлемы ламинат или паркет, цветовая гамма которых зависит от общего декора помещения. Хотя в последнее время, по словам Натальи Горячевой, даже в офисе на пол стали класть керамогранит. «Это, конечно, дороже, чем линолеум, но практичнее, чем ламинат», - отмечает дизайнер.

Для потолка, кроме традиционных покрытий, сегодня можно применить подвесные и натяжные варианты, которые несут в себе не только прекрасные декоративные качества, но и могут быть функциональными. Имеется в виду освещение, мягкий рассеянный свет которого не исключает автономный подсвет каждого рабочего места.

Освещение
Освещению офиса вообще уделяется особое внимание. Свет может изменить помещение до неузнаваемости, сделать работу в нем комфортной или, наоборот, практически невыносимой. Так, сегодня все реже используется яркий центральный свет. Гораздо более рациональным и комфортным признано локальное освещение, создающее отдельные световые зоны. Такие зоны могут состоять из настольной лампы и торшера, рассеивающего свет в потолок, или из сочетания гибкой системы рассеянного офисного освещения с настольным светильником. Психологически человек за рабочим столом как бы отделяется от остального пространства световым полем, а необходимая яркость создается лишь в отдельных точках. Такое решение, с одной стороны, увеличивает комфортность среды в силу большей приспособленности к индивидуальным нуждам, а с другой - обеспечивает максимальное энергосбережение, уменьшая расходы.

Настольные лампы приспосабливаются к неизбежному соседству с монитором компьютера. В идеале лампа должна быть достаточно яркой и при этом обладать рассеивающим эффектом. Иначе на столе возникает зона повышенной освещенности, которая создает блик на экране.

«Освещение постоянно модернизируется благодаря широкому выбору офисных светильников, - рассказывает Наталья Горячева. – Например, растровые светильники с люминесцентными лампами уже не только менее популярны, но и менее практичны».

Резюме

Дизайн интерьера и планировка офиса - неотделимые компоненты корпоративной культуры. Продуманная планировка рабочих мест позволяет существенно увеличить производительность труда и способствует самоидентификации сотрудников с компанией. В современных условиях офис становится важным средством общения с клиентами и партнерами, а также средством выражения идей компании. Эксперты советуют не пренебрегать этим весьма действенным инструментом, который на Западе давно рассматривается как часть маркетинговой стратегии фирмы.

 





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Реальный бизнес


Лента событий

Новости компаний

© 2003-2018 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5