Елена ИОНАЙТИС. Фото: Алексей Липницкий | 09.12.2011 10:48:57
Когда американские модницы 80-х годов прошлого века наряжались в атласные платья с глубоким декольте и осыпали себя блестками с ног до головы, гражданки СССР еще отходили от шор «железного занавеса». Эстетика советской поры не дала им прочувствовать всю свободу цветов и форм зарубежного «от кутюр». В наши дни о господстве силуэтов с широкими плечами и пышными юбками современницам напомнил Александр ВАСИЛЬЕВ, историк моды, коллекционер и телеведущий, организовавший кочующую выставку.
Поморских ценителей высокого и дорогого, пришедших на открытие выставки в Музей изобразительных искусств в ожидании услышать лекцию Васильева, ждало разочарование: виртуоз завязывания шелковых шарфиков посетить Архангельск не смог – дела. Однако, дабы не расстроить местный бомонд, он все же записал в гримерке Останкино видеообращение к архангелогородцам.
«Более 10 тысяч предметов одежды и аксессуаров коллекции могут рассказать всем желающим о специфике моды определенных культурных периодов. Одновременно с вашим городом в некоторых точках Европы сейчас открыты залы с моими экспонатами. В Вильнюсе, например, проходит знакомство с модой 60-х. Архангельск увидит выставку, которая недавно с успехом прошла в залах Музея современного искусства Эрарта в Санкт-Петербурге: замечательные платья и костюмы 80-х. Для кого-то это предметы все еще близкой, а для кого уже и далекой эпохи – все-таки прошло 30 лет», – рассуждает Александр Васильев.
80-е годы рассматриваются историками моды как последний образец большого стиля в эстетике ХХ века: мощного течения с определенным диктатом на моду. С тех пор такого стремления к образцам больше не наблюдалось. Поэтому особый интерес эта коллекция может представлять для молодежи, незнакомой с «правилами» тех времен.
Перламутровые туфли из кожи питона, пластиковые бусы, браслеты и декоративные очки, жакеты из золотой парчи, блузки, обшитые стеклярусом и бисером, крупные клипсы, блестящие балетки, сумочки флуоресцентных цветов... Некоторые из этих вещей практически невозможно представить на современной женщине. Но многое, вследствие цикличности моды, актуально и сегодня: широкие кожаные пояса, рукава «летучая мышь», черные коктейльные платья, пышные юбки, объемные плечи...
Поворот кутюрье в сторону сочных красок, блеска и роскоши знаменовал некогда окончание холодной войны и падение Берлинской стены. Это был заключительный период в истории, когда между западными и восточными канонами моды существовали принципиальные отличия. В качестве законодателей свободного стиля в одежде на первый план вышли Европа, Япония и США.
Посетители выставки Васильева в Архангельске могут увидеть оригинальные произведениями таких мэтров моды, как Диор, Бальмэн, Нина Риччи, Шанель, Жан-Поль Готье, Иссей Мияке и Йоджи Ямомото. Атмосферу времени оформители зала передали через серию редких фотографий и соответствующее музыкальное сопровождение: с пластинок звучали популярные композиции 80-х.
Часть именитых посетителей выставки сошлись во мнении, что подобные мероприятия полезны нашему провинциальному городу. Другие гости быстро вернулись от вычурных фасонов к своим родным пальто – в гардероб.
«Возможно, я чего-то не понимаю, но для меня в этой выставке нет никакой визуальной ценности. Все-таки стены музея изобразительных искусств - не для «тряпочек». Раньше эти костюмы и так не слишком потрясали, будучи на женском теле, а сегодня они и вовсе на манекенах. Очень жаль, что не приехал сам Васильев, интересный человек и талантливый лектор»», - высказал мнение заслуженный художник России Дмитрий ТРУБИН.
Материальная и историческая ценность экспонатов на дает покоя кураторам мероприятия. Иные восторженные гости буквально не пропускают ни одной юбки, стремясь все попробовать на ощупь.
«Условия музея не позволяют хранить экспонаты в закрытом виде, а ведь мы в огромной ответственности за них. К сожалению, некоторые посетители усугубляют ситуацию тем, что трогают эти великие вещи! Жаль, что у нас нет застекленных витрин, как это было, например, в Мурманске», - поделилась заботами одна из кураторов выставки Ольга КУЛИШОВА.
В России, к слову, до сих пор нет ни одного музея моды. Коллекция, собранная Васильевым, впервые представлена в нашей стране. Экспозиция, привезенная в Архангельск, включает в себя около 50 нарядов - «свидетелей прошлого», как называют их организаторы мероприятия. Необычная выставка будет работать аж до 11 марта 2012 года.