Андрей САХАРОВ. Фото: Алексей Липницкий | 21.04.2014 05:39:29
23 апреля отмечается Международный день секретаря, или - в более официальном варианте - День профессиональных административных работников. «Бизнес-класс» пообщался с секретарями Архангельска и выяснил секреты профессионального мастерства.
Профессия секретаря появилась еще в Древнем Риме. Слово «секретарь» происходит от средневекового «secretarius» и первоначально означало «доверенное лицо». В России эта должность возникла в XVIII веке, сначала как должность личного секретаря императора. В словарях секретарь определяется как «лицо, ведущее деловую переписку отдельного лица или какого-нибудь учреждения, а также ведающее делопроизводством». В современном варианте эта должность называется «офис-менеджер» или, по другой версии, трансформируется в «помощника руководителя».
Каждый день что-то новое
Бытует мнение, что из-за загруженности, карьерных и личных амбиций у секретарей не складывается личная жизнь. Кроме того, их делят на три категории: случайные – люди без хорошего образования, зацепившиеся за первую предложенную должность, безразличные к этому профессиональному статусу; карьерные – хорошие сотрудники, но для них это первая ступенька для роста; профессионалы – прочно ассоциируют себя в этом качестве и гордятся этим фактом. Так ли это, нам рассказали секретари руководителей ООО «ТФ «Морсервис», Архангельского отделения Сбербанка России и ЗАО «Кортес».
Ольга КИБИРЕВА из фирмы «Морсервис» поначалу заявила, что рассказывать о своей профессии не хочет по причине отсутствия в ней «чего-то героического». Но потом выяснилось, что некий маленький подвиг, пусть и личный, в ее работе всегда присутствует. Ведь секретарская работа – это постоянный контакт с людьми, поиск взаимопонимания. А о празднике она даже не знала.
«По образованию я эколог, но это невостребованная профессия, – рассказывает Ольга. – Поэтому я окончила курсы кадровиков и случайно устроилась секретарем. Работой довольна, мне очень нравится заниматься документацией – это успокаивает нервы. Вот с людьми общаться тяжелее. Сложно контролировать и требовать с них выполнения поручений. Я и по возрасту младше многих наших работников, и характер у меня на самом деле мягкий. Но на время я об этом забываю. Бывает, на меня жалуются, потому что я слишком требовательна. Возникающие конфликты разруливаю самостоятельно, начальству не ябедничаю. Иногда даже возникает ощущение, что в детском саду воспитателем работаю».
По мнению Ольги, главная особенность в работе секретаря — отсутствие монотонности. Каждый день происходит что-то новое, приходится заниматься всем подряд. Бывают, конечно, дни, когда хочется бросить все и отдохнуть, но такое свойственно работникам любой профессии, рассуждает она.
Ольга Кибирева относит себя к смешанному типу секретаря. Ближайшие пять лет она намерена работать на этом поприще, но не исключает, что когда-нибудь попробует себя и в другой профессии. А вдруг диплом эколога пригодится?
«Я замужем, и супруга моя работа устраивает, во всяком случае, он не говорил обратного», – развеяла миф о личной неустроенности Ольга.
Семья важнее работы
Анна БАБИНА из Сбербанка ничуть не жалеет, что работает секретарем. Секретарь должен хорошо знать сферу, в которой работает фирма. А это приходит только с опытом.
Свой первый опыт в этой профессии она получила, работая секретарем главного врача онкодиспансера. Работать с начальником, имеющим стаж руководящей должности более 30 лет, было сложно, но интересно. Поэтому, когда с подачи знакомой, Анна устроилась в коммерческую торговую организацию, там все казалось легко и просто: принимай звонки и обеспечивай работу офиса.
«Секретарская работа ничем не удивила, – рассказывает Анна Бабина. – Может быть, мне просто повезло: коллектив был хороший, взаимопонимание я быстро нашла. Но проработала недолго: прочитала объявление о секретарской вакансии в банке и отнесла туда свое резюме. Работа в большой организации - это уже другая специфика. Первая неделя была самой тяжелой. Здесь надо контактировать со множеством людей, поэтому трудно сразу сориентироваться. Каждый день новые лица. Все надо делать точно в срок. Но постепенно я привыкла. Сегодня самое трудное для меня – это успевать за переменами. Только успевай следить! Поэтому три вопроса в моей работе звучат постоянно: что? где? когда? И на каждый вопрос я должна дать точный ответ».
Анна твердо уверена, что она секретарь-профессионал, работа и должность ее полностью устраивают.
«У меня нет начальственных амбиций, зато есть понимание, что нет предела совершенству, – говорит Анна. – Наверное, нескромно говорить, что я секретарь-профессионал. Мой профессионализм должны оценивать руководитель, коллеги, клиенты. Я просто стараюсь… Главное - быть сдержанной и терпимой».
Среди особенностей ее работы - редактирование писем, направленных на подпись руководству. «Например, для наших подразделений основное в письме - донести мысль, а для меня важна и правильная форма подачи, – объясняет Бабина. – Я перфекционистка и очень придирчиво отношусь к документам. Письма с ошибками и опечатками отправляю обратно».
И все же, по мнению Анны Бабиной, главное в жизни – семья. Она уверена, что работа работой, но про личную жизнь забывать нельзя.
До 35-ти, не больше
Секретарь в ЗАО «Кортес» Вера КАНЮКОВА получила профессию менеджера, а устроилась в офис-менеджеры.
«Душа лежит к работе секретарем, я люблю разбирать документы, – рассказывает она. – Еще во время учебы на четвертом курсе попробовала себя в роли торгового агента. Не понравилось! Не могу я рекламировать товар, который не употребляю. К тому же я общительный человек, поэтому профессия секретаря мне вполне подходит. Правда, в работе нет ничего удивительного. Люди звонят, ходят, бывает ворчат… И всем надо помочь, а иногда и посочувствовать. К таким нюансам отношусь спокойно. Наверное, я флегматичная натура. Я здесь в своей тарелке. Утром хочется на работу, а вечером – домой».
Главные качества секретаря, считает Канюкова, - пунктуальность, общительность и стрессоустойчивость. Но пожизненное секретарство – это не про Веру.
«Я не представляю себя на этой работе после 35 лет, – говорит она. – Наверное, где-то в органах власти сидеть на такой должности – это нормально, но не в бизнесе». Вера уже смоделировала свое профессиональное будущее, получив корочку инспектора по кадрам, и теперь совмещает на предприятии две должности.