Андрей ЗАХАРОВ | 07.10.2010 07:58:54
Взаимоотношения между Архангельской областью и Ненецким автономным округом простыми и безоблачными не были никогда. И никогда не будут: практика показывает, что в «сложносочиненных субъектах» без трений не обойтись. Об имеющихся проблемах мы беседуем с депутатом Архангельского областного Собрания от НАО Александром ХАРИНЫМ.
- Александр Владимирович, на следующей неделе исполнится три года с того дня, как Архангельская область в лице губернатора Николая КИСЕЛЕВА отказалась от договорных отношений с округом – не «круглая», но все же дата…
- Печальная дата. Считаю, что, отказавшись от договорных отношений, Архангельская область совершила ошибку. Правда, не фатальную, потому что ее еще можно исправить.
- Что вы имеете в виду?
- Отказавшись от договорных отношений, область в соответствии с Федеральным законом №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» приняла на себя обязательства по исполнению части государственных полномочий на территории округа. При этом все федеральные налоги, собираемые на территории округа, стали поступать в бюджет Архангельской области. Время показало, что область не в состоянии надлежащим образом исполнять полномочия в НАО. Но ничто не мешает губернатору Илье МИХАЛЬЧУКУ вернуться к договорным отношениям с округом и тем самым исправить ошибку своего предшественника.
Кстати, год назад глава администрации НАО Игорь ФЕДОРОВ предлагал вернуться к исполнению государственных полномочий на территории округа органами государственной власти НАО. При условии, разумеется, финансирования этих полномочий из бюджета Архангельской области через субвенции округу. Субвенции, по мысли главы НАО, должны предоставляться за счёт налоговых поступлений, собираемых на территории округа. Если налогов соберут больше, чем необходимо для финансирования полномочий, то оставшиеся средства будут поделены между бюджетами двух субъектов поровну. Это предложение, к сожалению, не нашло поддержки у Ильи Михальчука.
- Предложение Игоря Геннадьевича остается в силе?
- Насколько я понимаю, да. Во всяком случае, я не слышал о том, что глава администрации округа отозвал свое предложение. Скажу больше. В июне 2010 года область вернула округу полномочия, связанные с поддержкой физкультуры и спорта, некоммерческих организаций, малого бизнеса. Но финансовые средства, необходимые для осуществления этих полномочий, остались у области.
- Вы можете привести пример ненадлежащего исполнения областью государственных полномочий на территории НАО?
- Могу. И не один. Можно вспомнить отказ области от так называемого северного завоза, от финансирования санавиации, от дотирования авиаперевозок в пределах округа. Последний пример – история с закрытием «Ненецкой специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната». Эта школа была закрыта, потому что Архангельская область отнеслась к исполнению своих обязательств, мягко говоря, халатно – не отремонтировала здание вовремя.
- А не потому ли область не отремонтировала здание вовремя, что у нее не было денег на ремонт?
- Хороший вопрос! У области, действительно, есть проблемы с деньгами. И у округа эти проблемы тоже есть. Разница между областью и округом состоит в том, что по итогам 2009 года НАО вошел в число шести российских регионов, в которых не было отмечено неэффективных расходов в сфере госуправления. Архангельская область в это число не вошла. По этому показателю область в числе худших.
Если подойти к проблеме финансирования государственных полномочий с позиций здравого смысла, то нельзя будет не признать, что федеральные налоги, собираемые на территории НАО, должны поступать туда, где ими могут распорядиться эффективно. То есть в бюджет НАО. Но они поступают в бюджет Архангельской области - это даже не парадокс, это глупость.
- Возросшие цены на нефть позволяют надеяться на то, что область и полномочия в НАО будет исправно исполнять, и бюджет пополнять за счет поступлений из НАО. Разве не так?
- Проблема Архангельской области не в том, что мало денег, а в том, что правительство области не умеет распоряжаться ими эффективно. Есть и еще одна проблема: необходимость исполнения полномочий на территории соседнего субъекта отвлекает интеллектуальные ресурсы, сосредоточенные, скажем так, в правительстве области. Ни к чему хорошему это привести не может.
© Фото: Алексей Липницкий