Ирина ФОКИНА | 15.12.2017 11:00:33
Предметы дизайна, продающиеся в российских туристических и интерьерных магазинах, часто оказываются сделаны «под копирку» и далеко за пределами страны, что сильно удешевляет их себестоимость. В этой ситуации подлинная продукция ремесленников и художников, создатели которой не могут предложить такие же низкие цены, «просаживается» в глазах покупателя и пылится на полках сувенирных лавок.
Как отмечают представители отечественной креативной индустрии, спрос на уникальные вещи, сделанные с соблюдением традиций, есть, но этому сегменту не хватает собственных пространств, где мастера могли бы встретиться именно со своей целевой аудиторией. Эта тема обсуждалась на конференции проекта «Сила творчества», прошедшей 13 декабря в Архангельске.
«Народное искусство как феномен современности функционирует и развивается в контексте общей культуры. При этом мастерам приходится сталкиваться с вызовами рынка, – считает руководитель этнокультурного центра «Ремесленный дворик» музея «Малые Корелы» Наталья КУЗЬМИНА. – В Госдуме уже второй год прорабатывается закон о ремесленничестве, в котором их могут приравнять к сантехникам и тем, кто относится к другим подобным видам самозанятости. Народным мастерам также предлагается заняться предпринимательской деятельностью, но с этим нужно быть осторожнее. Опасность представляют «опромышливание», стандартизация художественных изделий и работа по образцам, которые разрушают саму структуру народного искусства».
По словам Натальи Кузьминой, музей «Малые Корелы» помогает мастерам «безопасно» превратить свое творчество в бизнес с помощью организации ярмарок, создания открытой базы данных лучших ремесленников Архангельской области и их продукции, закупки товаров в фонды музея.
«Недавно мы открыли лавку, куда народные мастера сдают свою продукцию на продажу, – добавлят Наталья Кузьмина. – Мы, конечно, стремимся, чтобы это был не просто магазин сувениров. Создана даже специальная комиссия, которая отбирает произведения с учетом их соответствия традициям».
По мнению дизайнера по текстилю из Санкт-Петербурга Татьяны ИСАЕВОЙ, вещи, созданные ремесленниками и художниками в широком смысле этого слова, действительно востребованы.
«Вещи моей мастерской – это современный этнический дизайн текстиля: ковры из шерсти, половики и так далее, – рассказала Татьяна Исаева. – Начав работать, я поняла, что заказы делают люди, у которых уже есть все, что нужно для жизни. И если человек захотел еще что-то и согласен ждать, пока его заказ выполнят, значит, этот предмет отвечает его мечтам. И мы, представители креативных индустрий, должны быть готовы реализовать эти мечты. Чтобы сохранять позиции на современном рынке, необходимо работать на самом лучшем оборудовании для ручного труда, использовать лучшие материалы. Кроме того, нужно обеспечить покупателю возможность обсуждать все параметры заказа: размер, цветовую гамму и так далее – приспосабливать предмет к интересам и индивидуальному восприятию клиента. И на выходе изделие получается совсем не дешевым».
По словам Татьяны Исаевой, наиболее выгодной для предпринимателей площадкой для продажи продукции креативной индустрии является Интернет, хотя у него есть серьезный минус: покупателю чаще всего важен тактильный контакт с вещью, а этого Сеть дать не может.
Опытом создания реальных, а не виртуальных пространств для продажи предметов искусства и ремесла с представителями креативных индустрий России поделилась предпринимательница из Хапаранды (Швеция) Марью МАТСИН.
«Я делаю одежду из натуральных материалов, двое моих партнеров занимаются дизайном шерстяных вещей и обивки для мебели, – рассказала Марью Матсин. – У нас своя мастерская, кафе и магазин, в котором мы продаем предметы творчества. Есть и товары из России. В Швеции довольно хорошо воспринимают вашу ремесленническую продукцию. Наверное, надо продолжать сотрудничество в этой области, а может быть, даже открыть магазин в России, где будет представлен скандинавский дизайн».
Как рассказала Марью Матсин, за три года работы ее магазин стал довольно популярным и даже стал составлять конкуренцию для IKEA, привлекая большой поток туристов из соседних стран. При этом дизайнер не верит в эффективность продвижения и продажи товаров через Интернет, так как тоже убеждена в том, что подобную продукцию люди хотят непременно «подержать в руках» перед покупкой.
Возможное решение проблемы дефицита пространств для деятельности представителей креативных индустрий России предложила руководитель лаборатории моды университетской школы искусств Петрозаводска Наталья ИЛЬИНА.
«Сегодня техника, окружающая нас, начинает решать все больше задач и грозит оставить без работы представителей многих профессий. В связи с этим возникает необходимость формирования креативного класса – потребителей продукции собственного производства. Не за горами персональные бренды и домашние портативные мастерские. Сейчас человек стремится выйти из общей массы, но, несмотря на выраженную персонализацию, у него сохраняется потребность в коллективном взаимодействии. Именно креативные индустрии наиболее полно отражают изменения, происходящие в современном обществе, являясь симбиозом производства, предпринимательства и творчества. Одной из форм их развития по всему миру является создание фаблабов, коворкингов, центров молодежного инновационного творчества и домов культуры», – считает Наталья Ильина.
По ее мнению, сегодня частные мастера и малые производства уже не держатся за собственные рабочие площади, потому что они требуют частого обновления. Вместо этого они перемещаются в общественные креативные пространства, где мастера могут, в частности, пользоваться передовым оборудованием на условиях почасовой оплаты.
«Такое ресурсное пространство мы создали и в Петрозаводском государственном университете, – добавила Наталья Ильина. – В университетской школе искусств проходят вечерние мастер-классы для горожан, сдается в аренду оборудование, а днем студенты могут выполнять там свои творческие проекты. Например, работа нашей школы моды способствовала появлению в городе нового бренда одежды и аксессуаров».