О специфике налогового администрирования предприятий лесной отрасли региона мы беседуем с начальником Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, советником государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса Татьяной МАРДАНОВОЙ.
- Татьяна Викторовна, как известно, Архангельская область занимает второе место в Северо-Западном федеральном округе по запасам древесины, и традиционно существенный вес в общем объеме промышленного производства региона приходится на лесопромышленный комплекс. Что изменилось в этой сфере за прошедший год?
- Лесная отрасль по-прежнему требует пристального внимания налоговых органов, и хотя далеко не все задачи решены, о некоторых достижениях уже можно рассказать.
В Архангельской области реализована федеральная программа по «обелению» лесной отрасли, инициированная Федеральной налоговой службой. В рамках проекта 26 июня 2018 года 8 крупнейших организаций лесопромышленного комплекса Архангельской области, заключили добровольное общественное соглашение о противодействии незаконным действиям на рынке лесопродукции и подписали Хартию в сфере оборота древесины.
Участники Хартии – это крупные лесопромышленные холдинги, в том числе с иностранным участием, которые осуществляют лесозаготовки, оптовую торговлю древесным сырьем и необработанными лесоматериалами, производят различные виды пиломатериалов, целлюлозу, бумагу и картон.
Лесопромышленные холдинги, ведущие заготовку древесины с последующей глубокой переработкой, формируют свыше 50 процентов областных объемов заготовки древесины, до 70 процентов производства пиломатериалов, 100 процентов целлюлозо-бумажной продукции. За ними закреплено более 70 процентов расчетной лесосеки арендованных лесных участков.
Выполнение участниками Хартии принятых на себя обязательств обеспечит прозрачный оборот лесопродукции и пополнение бюджета налоговыми поступлениями.
К Хартии могут присоединиться все предприниматели, компании и организации, ведущие бизнес в лесной отрасли и принимающие правила ведения прозрачного бизнеса.
Срок присоединения к Хартии новых участников не ограничен. Ознакомиться с текстом Хартии можно на официальном сайте Правительства Архангельской области.
- Татьяна Викторовна, какие задачи решены инспекцией?
- В рамках проекта по обелению лесной отрасли перед инспекцией стояла задача убедить участников оборота лесопродукции в повышении прозрачности оборота древесины, сокращении многоступенчатости (цепочек) продажи лесопродукции и ограничении деятельности недобросовестных контрагентов, использующих незаконные способы минимизации налоговых обязательств.
Активная работа с поставщиками леса началась в инспекции уже в 2015 году, когда стал использоваться программный комплекс автоматизированной системы контроля за уплатой налога на добавленную стоимость АСК-НДС-2. Программным комплексом сведения из отчетности налогоплательщика автоматически сопоставляются с данными его поставщиков и покупателей. Если в такой цепочке возникает расхождение – это сигнал о возможном участии налогоплательщика в схемах незаконной минимизации налогов.
Анализ сведений из Единой государственной автоматизированной информационной системы «Учет древесины и сделок с ней» позволил установить поставщиков и объемы предполагаемых поставок леса по контрактам, заключенным крупнейшими налогоплательщиками на 2018 год, определить все звенья цепочек поставок леса. Информация в отношении установленных поставщиков направлялась в адрес лесопереработчиков для проведения оценки рисков и усиления системы внутреннего контроля при выборе поставщиков лесопродукции.
- Татьяна Викторовна, какие результаты проделанной работы Вы можете отметить?
- Факты, полученные в результате анализа сведения из отчетности налогоплательщиков и мероприятий налогового контроля, явились для участников лесного рынка весомой мотивацией перехода на прямые взаимоотношения лесозаготовителей, переработчиков и экспортеров лесопродукции.
Так, например, крупнейший лесопромышленный холдинг Архангельской области, осуществляющий оптовую торговлю древесным сырьем и необработанными лесоматериалами, провел мероприятия по снижению многоступенчатости сделок, пересмотрел список контрагентов, осуществляющих поставку сырья и лесоматериалов. В итоге из цепочки поставки лесозаговитель – лесопереработчик исключены формальные посредники.
Практика подтверждает, что выполнение участниками Хартии принятых на себя обязательств обеспечивает прозрачный оборот лесопродукции и пополнение бюджета налоговыми поступлениями. Так, при общем увеличении объемов закупки древесины наблюдается снижение налоговых вычетов по НДС и увеличение суммы налога к уплате в бюджет: сумма налога, подлежащая уплате в бюджет предприятиями этого лесопромышленного холдинга за 2-й квартал 2018 года, по сравнению с аналогичным периодом 2017 года увеличилась на 55 млн руб. и составила почти 220 млн рублей.
- Татьяна Викторовна, работа по обелению лесной отрасли по всей видимости будет продолжаться?
- Да, безусловно, предстоит большая совместная работа с предприятиями лесопромышленного комплекса региона. Участники Хартии осуществляют общественный контроль за соблюдением принципов Хартии на рынке оборота лесной продукции и информационный обмен между собой и налоговыми органами по фактам выявления недобросовестности при исполнении обязательств по уплате налогов, сборов и страховых взносов со стороны контрагентов. Эти меры позволят предотвратить часть налоговых правонарушений.
Мы приглашаем всех участников лесного рынка следовать принципам Хартии в сфере оборота древесины и переходить на прямые взаимоотношения исключая искусственно созданные структуры и формальных посредников – перекупщиков.