Ведущий рубрики - Михаил ЕРМОЛИН, Фото Алексея Липницкого | 02.04.2023 21:26:27
Мы продолжаем наполнять виртуальную «золотую полку» любимыми книгами героев рубрики. Сегодня «читалка» вновь выходит в необычном формате: о «своём» Чехове рассказывает архангельский художник, член Союза художников России Зоя ГАВШИНСКАЯ.
Я много читала с детства. Это занятие настолько увлекало, что вечерами, не желая отрываться от книги, иногда вместо сна укрывалась одеялом с головой и включала фонарик. Но читала не всё подряд, а тщательно подбирая книги разных авторов. Когда училась в Ярославле, была записана в три библиотеки. Однажды, выйдя из библиотеки и читая на ходу, налетела на столб и получила большую шишку на лоб.
А сегодня хочу поговорить об Антоне Павловиче Чехове. Талантливейший, тонкий писатель и драматург – я сразу и бесповоротно влюбилась в него.
В 14 лет я попала в аварию, после которой было мало шансов выжить. По моей просьбе мама принесла в больницу сочинения Чехова. С тех пор глубина образов и чувство тонкого юмора не перестают меня удивлять. Он пишет о маленьких людях с большой теплотой и пониманием и вместе с тем обличает тупого сонного обывателя, который хочет от жизни большего, но ничего не делает для достижения этого. Такую леность мысли мы часто видим и сейчас!
Конечно, повесть «Палата № 6» меня потрясла, как, впрочем, потрясают и не отпускают почти все его произведения.
В Ярославском художественном училище мы много иллюстрировали Чехова, в том числе и знаменитый рассказ «Дама с собачкой». Я работала в технике перо, тушь. Было очень интересно: сорок три студента, все понимают и решают образ по-разному, и все листы тоже разные. У меня эти работы потом куда‑то исчезли.
Друзья из Ростова-на-Дону возили меня в Таганрог, на родину писателя. Как будто вместе с ним с большим трепетом мы ходили по этим славным местам, которые он описывал с такой любовью.
Читая «Попрыгунью», невольно думаешь об И. Левитане. Мой сокурсник, ярославский художник Юрий Жарков, предложил мне поехать в Плёс. Там ещё не было кабинета Левитана, на его месте был детский садик, куда меня пустили, и я сидела одна, в тишине… А небольшой музей был там же, где он находится и сейчас, – на набережной. По этому маленькому музейчику мы ходили вместе с удивительным человеком и режиссёром Г. Н. Чухраем, ходили тихо, чтобы ничего не нарушить. Картины Левитана такие маленькие по размеру, но глубокие по смыслу.
Когда у нас с мужем, художником Александром Носковым, появилась собачка, невесть как прибившаяся к нему, то мы, конечно, назвали её Каштанкой. Это была такая помесь таксы с дворняжкой. Умная, красавица, всё понимавшая, очень любила играть с нашим тогда ещё маленьким сыном Ильёй. И конечно, она неизменно фигурирует на многих моих и Сашиных работах того периода.
Вернёмся к Антону Павловичу. Стиль его рассказов мне был очень понятен сразу, он прост и ясен. И я могла без конца перечитывать их, а пьесы «Чайка», «Вишнёвый сад», «Дядя Ваня» и другие поняла много позднее.
Мастер рассказа, настоящий художник слова, точными мазками своей кисти создаёт любой портрет. За внешней простотой, вроде понятной каждому, скрывается невероятный талант. Чехов запечатлел картины жизни и быта жителей России, мастерски создавал образы людей различных сословий.
Его язык понятен каждому, он настоящий «импрессионист слова», не пытается выносить мораль, оставляя заключение читателю. Его рассказы, написанные словно этюды художника (прямо напрашивается простота и лиризм Левитана), не оставляют равнодушным и помогают понять Россию – ту, которая была. Его произведения изучают в рамках школьной программы, но в силу разных причин они не оказывают большого влияния на умы и души подрастающего поколения. А жаль. «Вся Россия – наш сад!» – сейчас эти слова звучат по-прежнему актуально, словно тогда.
Из записной книжки Чехова: «Мусульманин для спасения души копает колодезь. Хорошо, если бы каждый из нас оставлял после себя школу, колодезь или что‑то вроде, чтобы жизнь не проходила и не уходила в вечность бесследно…» Это нам напутствие… Чехова надо не читать, а изучать, тогда мы смогли бы избежать многих проблем.
Справка «БК»
Гавшинская Зоя Валентиновна родилась в Ярославле. Там же закончила детскую художественную школу и в 1969 году - художественное училище. С 1969 года живет и работает в г Архангельске. До 1982 года работала в детской художественной школе, а затем занималась с детьми в мастерской. Учила их рисунку живописи и композиции. С 1977 года член Союза художников России. Много работает как график в разных техниках: акварель, гуашь, тушь, перо, литография : И также много работает как живописец. Работы находятся в музеях городов Архангельска и Ярославля, а также в частных коллекциях России, Норвегии, Германии и Франции.