ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

«Земля Эльзы» собирает аншлаги: в Северодвинском драмтеатре взялись за современную драматургию


Ольга ИСТОМИНА. Фото Анастасии Онучиной | 23.02.2018 00:30:00
«Земля Эльзы» собирает аншлаги: в Северодвинском драмтеатре взялись за современную драматургию

В Северодвинском драматическом театре в самом разгаре 80-й юбилейный сезон. За несколько месяцев репертуар обогатился несколькими интересными работами. В начале сезона артисты сыграли представление, посвященное истории театра, в конце октября – спектакль по роману Валентина ПИКУЛЯ «Реквием каравану PQ-17» в постановке Владимира КАРПОВА, а в феврале состоялась еще одна премьера – «Земля Эльзы» по пьесе Ярославы ПУЛИНОВИЧ. 


Над печальной и светлой историей любви двух пожилых людей, против которой взбунтовались их взрослые дети, работал режиссер из Санкт-Петербурга Георгий ЦНОБИЛАДЗЕ. Спектакль получился современным, технологичным и человечным.

Для работы над постановкой у приглашенного режиссера было совсем немного времени – около месяца. При этом спектакль родился из эскиза, который был создан в мае прошлого года в рамках Лаборатории по современной драматургии под руководством театрального критика Олега ЛОЕВСКОГО. Эта выездная лаборатория регулярно проводится Театром Наций в театрах малых городов, и для Северодвинского театра лабораторный формат, предполагающий создание эскизов спектаклей в течение пяти дней, оказался не просто новым, но и по-настоящему действенным. Для многих артистов работа с новым режиссером и в сжатые сроки стала возможностью заново обрести себя и сыграть так, как давно не играли: без сценических штампов и с полной самоотдачей. 

Эскиз спектакля по пьесе Ярославы Пулинович «Земля Эльзы» получил признание первых зрителей, и руководством театра было принято решение поставить спектакль на основной сцене и приурочить его к бенефису в честь юбилея заслуженной артистки РФ Валентины ИРГИЗНОВОЙ, исполняющей в нем главную женскую роль. Интересно, что в репертуаре Северодвинского театра это уже не первый спектакль по пьесе молодого уральского драматурга, ученицы Николая КОЛЯДЫ: знакомство северодвинцев с ее творчеством началось два года назад со спектакля «Жанна», в котором актрисе Ларисе ТАРАСОВОЙ удалось раскрыть свой творческий потенциал в роли сильной, но одинокой женщины. 

Несмотря на перенос действия «Земли Эльзы» на большую сцену из ограниченного пространства комнаты, где создавался лабораторный эскиз, спектакль сохранил атмосферу камерности. 

cnobiladze.jpg«Эскиз мы делали в маленьком пространстве, и зрители, сидевшие по кругу, были частью происходящего, людьми из той же деревни, – рассказал режиссер спектакля Георгий ЦНОБИЛАДЗЕ. – Я очень люблю, когда зрители видят каждую капельку пота, замечают каждый нюанс актерской игры. Когда мы переносим спектакль на большую сцену, нужны другие приемы, чтобы сохранить камерность, которая в этом спектакле необходима. Важно было показать достоверность взаимоотношений двух немолодых людей и при этом внести зрелищность, яркость и энергию, чтобы освоить пространство большой сцены». 

Во многом созданию в спектакле особого, замкнутого мира со своими законами - «земли Эльзы» - помогает продуманная сценография, над которой вместе с режиссером работала художник-постановщик Дарья НАЛИВАЙКО. На поворотном круге выстроена сложносочиненная конструкция – некая модель мира, быстро трансформирующаяся в жилую комнату, баню, помещение сельского клуба, стену дома. На сцене появляются деревенские улочки с деревянным настилом, вырастают деревья и открываются витрины сельского магазина.

Кроме того, режиссер интересно работает с видеопроекциями и экранами. По его мнению, видео в спектакле – один из способов диалога современного театра со зрителем: «Надо находить варианты, как его использовать. Это не должно быть только заменой декораций: хочется и здесь находить динамику, движение, энергию или давать с помощью видео крупный план. Мы живем в эпоху телевидения, гаджетов и высоких скоростей, поэтому от новых технологий не уйти». 

Задействовав экраны, режиссер действительно крупным планом подает важные монологи, а еще обыгрывает разговоры, происходящие между главными героями – влюбленными друг в друга, словно Ромео и Джульетта, только старше на пять десятилетий. Часть диалогов персонажей превращается в интернет-переписку двух пенсионеров, которая добавляет комичности в действие: так, бабушка советуется с внучкой (Елена ВОТИНОВА), о чем говорить на первом свидании, и тут же проверяет ее советы, вызывая недоумение адресата. Все-таки выражения «Привет, боров!» или «Зацени видос» совсем не сочетаются с образом сдержанной, скупой на проявление чувств и эмоций женщины, какой предстает в спектакле главная героиня. 

С первого появления на сцене Валентины Иргизновой в образе Эльзы заметна ее отстраненность от соседок-приятельниц и всего окружающего мира с его пересудами и заботами об обустройстве быта, в который она всю жизнь была погружена, хотя он чужд ей, как и она ему. Не случайно вскоре после встречи с ней Василий Игнатьевич, чей образ открытого, искреннего и в то же время деловитого и серьезного мужчины очень точно создает заслуженный артист РФ Сергей ЧЕРНОГЛАЗОВ, замечает, что она «нездешняя», «не отсюда» и «не из этих мест». И дело, конечно, не только в необычном имени, немецких корнях или манере держаться. 

Перемены, которые происходят с этой женщиной, заставляющие ее мечтать о будущем, читать книги и покупать платье легкомысленного розового цвета, становятся возможны только потому, что ее «нездешность» заметил и раскрыл в ней созидающий мужчина. И самое важное, что есть в отношениях этой пары, – почти детское доверие и искренность, умение слушать и рассказать друг другу о несостоявшемся счастье, чтобы осознать, что оно еще возможно. Все наболевшее, что долгое время умалчивалось и не давало жить свободно, выливается в монологи-исповеди, через которые слышишь горести сегодняшнего человека и принимаешь его таким, какой он есть.
«Неважно, героический это голос или голос какого-то зла. Бомж, алкоголик или убийца – он как персонаж из нашей жизни имеет право попасть на сцену театра и обрести голос, – убежден Георгий Цнобиладзе. – Именно в этом суть новой драмы и в этом суть современного театра – услышать голоса сегодняшнего дня и говорить о тех проблемах, которые действительно волнуют людей в зале».

В «Земле Эльзы» мы слышим голоса уходящего поколения и голоса их детей и внуков, которых уже давно испортил не только квартирный вопрос, но и всепобеждающий эгоизм. Перед нами сегодняшний мир, в котором взрослая дочь (Юлия КОРЕЛЬСКАЯ) не желает видеть счастливой мать, если сама несчастлива и одинока, а успешный деловой сын Виктор (Илья КОСТИНКИН) и его жена Изабелла (Анна ВЕНГЕРОВИЧ) больше озабочены собственным спокойствием и неприкосновенностью жилплощади, чем исполнением мечты отца о путешествии по миру. Кроме того, в спектакле слышно и много других голосов – не случайно для постановки был придуман хор, ставший почти самостоятельным персонажем. С одной стороны, это и отсылка к древнегреческой трагедии, где хор комментирует происходящие с героями события (например, ироничной песней «Собрался старый дед другой раз жениться»), а с другой – олицетворение жителей деревни и сельский хор, в котором должны петь все старухи, чтобы не впасть в немилость к колоритной Зинаиде (заслуженная артистка РФ Людмила ПОВАЛЯШКО). 

Спектакль, поставленный с северодвинскими артистами изобретательным и талантливым питерским режиссером, умеющим чувствовать нерв истории, прислушиваться к личности артиста и организовать действие в пространстве, получился живым, трогательным, смешным и горьким, как сама наша жизнь. А то, как тепло он принят публикой, доказывает, что обращение театра к современной драматургии и воплощение ее молодым режиссером с помощью новых средств – один из ключевых путей развития театра в регионах. 

Прямая речь 

Георгий ЦНОБИЛАДЗЕ, режиссер (г. Санкт-Петербург):

- В провинции зачастую не видят, как далеко вперед ушел современный театр. У тех, кто находится здесь, не так много возможностей увидеть другие театры – что происходит в Москве и Петербурге, Омске, Новосибирске, Казани, Ярославле. Очень не хватает обмена, и это меня тревожит. Фестивали, конечно, в какой-то степени спасают, и на них обязательно надо ездить. Они дают свежие творческие импульсы: ты смотришь что-то новое, черпаешь идеи, находишь других режиссеров и артистов... Хорошие фестивали дают театру много энергии.

loevsky.jpgОлег ЛОЕВСКИЙ, театральный критик, арт-директор Лаборатории по современной драматургии Театра Наций:

- Для регионального театра лаборатория – это в первую очередь знакомство с современной драматургией и молодой режиссурой, попытка работать в разных пространствах. Новая драма связана с проблемами, которые существуют в нашем обществе, в наше время. Люди хотят сказок, сериалов, театра благополучия, а современная драматургия – это все-таки театр боли. Задача искусства – производить впечатление, вызывать переживание. Если мы чувствуем боль за другого человека, испытываем сострадание, то театр занимается своим делом. Сегодня одна из важных проблем связана с тем, что эмпатия исчезает, люди не хотят чувствовать, не хотят любви и ответственности, потому что боятся чувств, как боли. А театр учит пониманию того, что другой испытывает такую же боль, как и ты. Кроме того, участие в лаборатории – это и актерский тренинг, потому что работа над эскизом спектакля занимает всего пять дней, но требует актерской концентрации и актерской памяти. Это серьезное погружение в репетиционный процесс и новое общение со зрителями.





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2018 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5