Артем БОТЫГИН. Фото автора | 11.09.2015 07:58:56
Создатель признанных во всем мире шедевров мультипликации «Ёжик в тумане» и «Сказка сказок» Юрий НОРШТЕЙН не спешит переходить на современные технологии. «Говорят, что компьютер может все. Нет, не все. Там, где есть биение сердца, компьютер не «возьмет». Ну и что, что можно получить пять тысяч цветов? Зачем мне они? Мне достаточно четырех. Даже двух», — отмечает он. На днях известный мультипликатор приезжал в Архангельск по приглашению художника Дмитрия ТРУБИНА.
Юрий Норштейн провел творческую встречу со зрителями в кафе «Терраса»: организаторы продали практически все 150 билетов. Мастер мультипликации рассказал о своих взглядах на жизнь и о принципах творчества, «припас» и интригу под занавес — показал кадры из своей новой работы «Шинель» по повести Гоголя.
«В режиссере-мультипликаторе прежде всего должно быть чувство жизни. Затем — чувство времени, чувство жеста, актерское мастерство, умение переживать... Именно это называется мастерством мультипликатора, а не то, насколько он чистенько рисует. Не теряет смысл только то, в чем есть жизнь и тайна. Поэтому мы можем бесконечно любоваться, к примеру, живописью Альтамиры (пещера в Испании. — Прим. ред.), которой 15 тысяч лет», — рассуждает Юрий Норштейн.
Во время общения со зрителями мультипликатор вспоминал свои произведения «Лиса и Заяц», «Цапля и Журавль», «Сеча при Керженце». Пришедшие на встречу могли купить книги «Ёжик в тумане» и большой двухтомник-альбом «Снег на траве», который в оригинале написан от руки. Вторая книга посвящена мультипликации и пути Норштейна в этом искусстве. Издание было выпущено ограниченным тиражом - в Архангельске оказалось всего лишь десять экземпляров.
В качестве «десерта» гостям были показаны кадры из старой-новой работы Юрия Норштейна «Шинель». Создание этого черно-белого мультипликационного фильма началось еще в 1981 году. Юрий Борисович в свойственной ему манере делает все постепенно, по мере возможности и не спешит полностью переходить на компьютерные технологии только для того, чтобы ускорить процесс. Продемонстрированные фрагменты фильма еще раз доказали, что режиссер в своем подходе совершенно прав: только кропотливым ручным трудом можно оживить картинку и создать уникальное произведение.
«Мы сейчас пытаемся в работе использовать и компьютер: приходится - пленка «ушла». Говорят, что компьютер может все. Нет, не все. Там, где есть биение сердца, компьютер не «возьмет». Я смотрю на сделанное и говорю: «Хорошо. Но не сравнить с тем, что мы получали на пленке». И тут ничего уже не поделаешь. Ну и что, что на компьютере можно получить и пять тысяч цветов... А зачем мне они? Мне и четырех достаточно. Даже двух», — отмечает автор.
Из Архангельска Юрий Норштейн отправился на Соловки, которые до этого видел только на фотографиях.
«Я пересмотрел огромное количество снимков архипелага, и для меня все они были... музыкой. Я говорю о Соловках не как о месте, где был лагерь. Там сама земля — источник духовности. Все построено в разные времена, а смотрится как единое симфоническое произведение. Попытаюсь понять, откуда эта гармония...» — добавил Юрий Борисович.
Как оказалось, Юрию Норштейну близки не только северная природа, но и северные писатели: он большой поклонник Степана Писахова и Бориса Шергина.