ИЛИМ
Приглашение в телеграм-канал БК

Пятница, 29 марта, 2024 01:58

В Мезени прошли традиционные соревнования конников на лошадях местной породы


Пётр ЧЕЧЕЛЬ. Фото автора | 25.02.2022 18:03:44
В Мезени прошли традиционные соревнования конников на лошадях местной породы

Мезенки – аборигенные лошади особой северной закалки. Первые сведения об этой породе в архивных документах датируются 1618 годом. Неприхотливая трудолюбивая лошадка веками была незаменимой помощницей поморским крестьянам, верным и надежным другом. Сколько их было почти 400 лет назад - доподлинно неизвестно, наверняка много. А сколько сейчас, знаю точно – 433.


По крайней мере, такую цифру назвала министр АПК и торговли Архангельской области Ирина БАЖАНОВА, выступая на открытии очередных, уже XII областных соревнований конников на лошадях местной породы, которые проходили в Мезени 19-20 февраля.

Соревнования эти – своего рода испытания мезенок, в ходе которых их проверяют на силу, скорость и выносливость, а по результатам определяют чемпионов породы среди жеребцов и кобыл, впоследствии используя их в племенной работе.

К сожалению, число мезенок год от года снижается, и, как считают специалисты, для сохранения породы необходимы кардинальные меры на государственном уровне.

Мезенка – бренд Поморья

Мезенская лошадь по праву считается брендом своего района да и всей Архангельской области. Интерес к ней огромный. Кто только не приезжает полюбоваться ее статью, силой, выносливостью, умом и добрым характером: сенаторы, губернаторы, министры, ученые, конезаводчики, специалисты племенных хозяйств, занимающиеся разведением вятских, печорских и других аборигенных пород. И все-таки, несмотря на все усилия, количество мезенок год от года сокращается. Конные соревнования, которые проводятся в Мезени почти уже 30 лет, как раз и призваны привлечь к мезенке внимание, сделать все возможное, чтоб она радовала и наших детей, внуков.

Ирина Бажанова в интервью для областного телевидения сказала, что «лошадь мезенка является частицей не только отечественного, но и мирового генофонда коневодства». Чувство гордости переполняет душу, когда слышишь такие слова. И вместе с тем тихая грусть и печаль: все-таки мало еще делается, чтобы мезенка «гремела» на всю Россию.

koni_mezen_4.JPG

Увидел в соцсетях видеоролик с международной конной выставки «Иппосфера», которая проводится ежегодно в Санкт-Петербурге. Участие в ней принимают и лошади мезенской породы, которых вывозит в Питер Кенозерский национальный парк, где серьезно занимаются сохранением и продвижением породы. Мезенки покорили всех своей грацией, послушностью и красотой, и на последних выставках заслуженно поднялись на «пьедестал почета» – все призовые места у них, а в номинации «Красота аборигенов» кобыла Мозаика стала абсолютной чемпионкой.

А кто еще вкладывает свои силы и знания для сохранения, поддержания и развития мезенской породы лошадей? Назову несколько фамилий. Роза ЗАХАРОВА – завсектором животноводства Кенозерского национального парка, подготовившая Мозаику и ее «подруг» на выставку в Санкт-Петербурге. Председатель рыболовецкого колхоза «Север» Марина СЕЛИВЕРСТОВА, во многом благодаря которой сохраняется геннофондно-племенная ферма в селе Долгощелье. Отношение колхозников к конеферме неоднозначное: мезенки не основной вид деятельности хозяйства. «От нее только убытки», - говорят в селе. В Долгощелье есть еще и животноводческая ферма – молоко, масло, мясо свои, как говорится, доморощенные, и качество продукции с фермы не сравнить с привозной. И хотя ферма тоже убыточная, эта проблема не воспринимается так остро.

Марина Николаевна конеферму закрывать не собирается. Тем более что на ее содержание как племенной поступают средства от государства. А с прошлого года и из областного бюджета тоже. Когда в Мезенском районе побывал новый губернатор Александр ЦЫБУЛЬСКИЙ, Марина Селиверстова нашла в себе смелость и прямо заявила: без финансовой поддержки племенной ферме мезенок не выжить. И Александр Витальевич распорядился выделить рыбакколхозу «Север» 5 млн рублей. Невелика сумма, а все-таки помощь!

Безусловно, надо назвать также Ирину Борисовну ЮРЬЕВУ, ученого секретаря АРХНИИСХ, руководителя селекционного центра мезенок. Много лет она самоотверженно бьется за сохранение породы, добивается регулярного проведения испытаний мезенок (и сама становится главным судьей), поддерживает контакты с коллегами из ведущих конезаводов и хозяйств страны.

koni_mezen_2.JPG

В этом году в судейской бригаде была заведующая зоологическим музеем Московского университета Наталья СПАССКАЯ, которая по своей инициативе приезжает зимой в Мезень больше 10 лет. И все ради того, чтобы увидеть это необыкновенное зрелище.

В команду арбитров вошла также Наталья ВДОВИНА, старший научный сотрудник лаборатории животноводства Приморского филиала ФГУБ Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики им. академика Н. П. Лавёрова. Пригласили оценивать работу мезенок и старшего научного сотрудника Всероссийского НИИ коневодства, кандидата сельскохозяйственных наук Надежду КУПЦОВУ, тоже специально приехавшую в Мезень из Рязани. Авторитетное жюри, справедливое. Претензий к работе судьей не было ни у кого.

«Эй вы, кони, ну-ка вдарьте...»

Это строка из стихотворения моего друга и коллеги Николая ОКУЛОВА. Он написал о мезенках стихи, рассказ и даже оду, которые эмоционально читал в районном Доме культуры на награждении участников. О том, что мезенки действительно могут «вдарить», мне говорил Олег ТИТОВ, приезжающий теперь на соревнования в качестве зрителя. А раньше он был главой КФХ и пригонял за 100 километров из деревни Карьеполье, где живет, несколько породистых мезенок. На вопрос, почему ликвидировал КФХ, он только отмахнулся: «Замучили проверками. Чуть что не так – штраф, проще быть просто крестьянином». Вот такое неожиданное откровение. Выводы за вами.

Мезенки корм добывают сами. Так повелось: бродят по деревне и вокруг нее, кормятся травой, разыскивая ее под снегом. Это называется табенёвка. Могут питаться ветками, даже корой деревьев, не брезгуют и мелкими грызунами, рыбой. И при этом остаются в теле – сохраняют упитанность. А значит, сила и выносливость - генетическая особенность породы!

Мне больше нравится, когда мезенки шагают по сугробам, без особого труда преодолевая метровые заносы. Один из видов соревнований так и называется: «шагом с грузом 600 кг по снежной целине». Завораживающая картина! Настоящий живой «снегоход». Правда, в этом году судьи приняли решение груз на сани не ставить – на ипподром то и дело налетали такие снежные заряды, что не видно было ездоков. Наст стал таким плотным, что резал ноги коней: пришлось условия изменить, чтобы поберечь животных. И они не подвели – дистанцию прошли без особых усилий.

Испытания «рысью под седлом» не такое впечатляющее, но когда смотришь, как всадники гарцуют на невысоких, густо заросших шерстью мезенках, невольно проникаешься гордостью: ведь могут и в кавалерии служить! В войну, говорили, такое случалось.

koni_mezen_3.JPG

Еще мезенок испытывали рысью с грузом 600 кг на дистанции 15 км и без груза на 30 км. Пока лошади бегали, шла подготовка к самому, пожалуй, интересному испытанию: на тяговую выносливость с грузом 3 тонны. В соцсетях пишут: «Зачем мучаете животных?» Ирина Юрьева по этому поводу ответила: конь тянет груз столько, сколько может – никто его кнутом не стегает. Устает – останавливается. Судьи замеряют расстояние, которое он прошел. Конечно, народ волновался: как конь тронется с места с таким грузом? Да, помогли сдвинуться наездники, но только чуть-чуть. Сани поехали, конь напрягся… и пошел. Мы, зрители, только вздохнули и, затаив дыхание, гадали: сколько протянет? Победитель прошел с трехтонным грузом (мешки с песком) полкилометра, на повороте немного сбавил ход, но не остановился и прошел еще 70 метров. Победителя, как говорится, не судят – мы аплодировали.

В программе есть и соревнования троек, но как таковые они не проводятся. Троек было всего две, и обе из рыбакколхоза «Север». Тройками мезенок запрягают редко – не принято. Но тут случай особый – должны проверить, такой вид испытаний.

XII cоревнования мезенок включали также выводку годовалых и трехлетних, конкурс на лучшую упряжь, а я бы добавил — и самую красивую. Ленты, колокольчики, расписные сани – простора для фантазии и художественного мастерства хватает.

Есть ли будущее у мезенки?

Я уже задавал такой вопрос в одном из своих репортажей несколько лет назад. Официального ответа не получил. Видимо, в областном агропроме решили, что он риторический. Спрашивать Ирину Юрьеву, знатока мезенской породы лошадей, не стал: 100 процентов скажет «есть». Но для этого многое надо сделать. Что конкретно — своим мнением поделилась Наталья Спасская: «Нужны какие-то очень действенные меры на государственном уровне. Потому что вся эта частная инициатива с выкупом жеребят (имеется в виду «Фонд спасения жеребят мезенской породы, созданный группой энтузиастов года полтора назад. - Прим. авт.) - кратковременная и не дает перспективы. А хочется, чтобы порода действительно осталась. Поэтому надо добиваться господдержки, открытия новых племенных центров. Только при этих условиях у породы есть шанс сохраниться».

Трудно не согласится с мнением неравнодушного к будущему мезенок человека. Разделяю его и очень надеюсь, что в этот раз оно будет услышано.

Y_izbrannoe.jpg





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей