ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Вторник, 17 сентября, 2024 19:06

Провинциалы в ущерб звездам


Юрий ГОНКУРОВ | 14.11.2009 06:26:52

Буквально на днях в Архангельске прошел 16-й ежегодный фестиваль «Беломор-Буги». За ним закрепилась репутация демократичного музыкального форума для провинциальных рок-групп.  Бессменный организатор фестиваля  Александр МЕЗЕНЦЕВ делится своими секретами рок-н-ролльной кухни и рассказывает, как ему удается 16 лет подряд собирать в Архангельске талантливых музыкантов со всей страны.

- Александр, как для вас начиналось знакомство с рок-культурой?

- Я всю жизнь горел рок-н-роллом, но как музыканту мне реализоваться не удалось. В 1970-е в стране не было ни клубов, ни фестивалей. При этом я жил в Узбекистане, в городе Навои. Слушал записи на катушечном магнитофоне - оригинальные пластинки тогда были редкостью. Разумеется, появилось безумное желание играть самому.
Потом я оказался в Ленинграде, где учился в ПТУ и играл в группе The Shutters на ударных. Мы исполняли авторский материал. Затем я поступил в Арктическое училище, а лидера нашего коллектива забрали в армию. Он до сих пор говорит мне: «Если бы ты не поступил в свое училище, мы бы сейчас были рок-звездами».
Начинали мы, кстати, в одно время с питерскими грандами. И шансы у нас, похоже, действительно были. Потом с другим моим товарищем мы играли в Питере на улицах: он на скрипке, я - на банджо. Буквально как в фильме "Мы из джаза". Зарабатывали в день рублей по 40. Портвейн тогда стоил 7 рублей. Кого-то, конечно, гоняли за подобное музицирование, но мы выкручивались.

- Как пришли к идее организации рок-мероприятий?

- Осталось жуткое ощущение нереализованности. У меня своих песен хватило бы не на один альбом, идей - миллион. В один прекрасный момент захотелось, чтобы у других людей получилось то, что не получилось у меня. Я работал в Северном морском пароходстве. 15 лет проработал электриком, электромехаником на судах. Побывал, наверное, везде, за исключением Латинской Америки. В Англии, Америке, Австралии, Германии посещал рок-клубы. Конечно, захотелось, чтобы и у нас появились свои площадки для выступления рок-музыкантов.
Потом окончил заочно Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов. Специальность - «методист-организатор культпросветработы». Попутно занимался музыкальной журналистикой. Писал в питерский «Фузз», в самиздатовскую рок-прессу. А затем оставил работу в СМП и перешел на телевидение.

- Тогда, в 90-е, у провинциальной рок-музыки появились коммерческие перспективы?

- Возможно. Но лично я не видел в рок-музыке источника дохода. Многие из окружающих меня людей говорили: «На фига взрослому человеку заниматься таким делом? Это не принесет ничего».
Я отвечал: «Чушь. Уверен, что это может мне приносить по крайней мере деньги, сопоставимые со средней зарплатой. Не сверхприбыли, конечно, но все же источник дохода».
Первые «Беломор-Буги» были организованы, скорее, не как фестиваль, а как обзор рок-команд. Он шел три дня в «Соломбале-Арт». После этого пробного шага появилось понимание того, что фестиваль нужно проводить ежегодно.
Тогда же я пришел к выводу, что надо продвигать провинциальную рок-сцену. Заявлялись группы из Москвы и Питера, но я брал единицы из них. Отдавал предпочтение командам из Вологды, Сыктывкара, Мурманска. Появилось желание, что называется, осадить некоторую столичную спесь.
Столица и провинция... Конечно, есть дисбаланс в распределении материальных средств, но талантов много и по стране. И последний фестиваль тоже это доказал. А после первого фестиваля питерские журналисты сказали мне: раз ты такой умный, попробуй создай сам что-то, чтобы к тебе ломились участники. Я ответил: «Хорошо, посмотрим, я вам это докажу!». Так и получилось. Заявок - огромное число. Люди со всей страны стремятся попасть на «Беломор -Буги» .

- Известные коллективы присылают заявки?

- Очень часто. На последние «Буги» заявлялась группа «Ляпис Трубецкой». Понятно, это мегапопулярная команда. Но за ее участием стояли бы другие цифры. Таким группам нужны хорошие гонорары. А я убежден, что не должен платить гонорар одной известной группе, в ущерб тому, что не смогу пригласить ребят из Барнаула, Пермского края, Челябинска.
Но было и исключение: на 15-летний юбилей я пригласил Валерия Гаину (экс-гитариста группы «Круиз») и группу «Небо здесь».

- На малоизвестных командах можно заработать или это работа «в минус»?

- Почти в минус. После нескольких фестивалей у меня появились друзья, которые сказали: «Нам нравится, что ты делаешь». Они оказывают поддержку фестивалю...
На последний фестиваль приезжали журналисты из журналов «FUZZ», «IN ROCK», «Звуки Ру». Сами музыканты высоко ценят возможность выступить и получить отзывы в ведущих музыкальных изданиях.
Когда я веду детальные переговоры с командами, которые выбрал для участия, всегда предупреждаю: "Ребята, если вы хотите гонорар, тогда не будет прессы".
Музыканты получают возможность заявить о себе не  только в Архангельске и Северодвинске, но в столицах. На «Беломор-Буги» у самих музыкантов появляется возможность увидеть российскую рок-сцену в миниатюре. Кстати, в России есть люди, которые исповедуют сходные принципы организации фестивалей. Это Лена Новоселова из Перми и Александр Дорофей из карельской Сегежи.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей