ИЛИМ
Приглашение в телеграм-канал БК

Пятница, 29 марта, 2024 09:41

Приношение органу: Поморская филармония начинает общественную акцию


Беседовала Екатерина ЛИПНИЦКАЯ. Фото: Алексей Липницкий | 18.12.2015 08:07:56
Приношение органу: Поморская филармония начинает общественную акцию

Поморская филармония объявила начало общественной акции «Подарок органу» к его 25-летнему юбилею – сбор средств на техническое усовершенствование инструмента. Инициатором акции выступил органист Виктор РЯХИН.

- Виктор Борисович, чем вызвано желание что-то изменить в архангельском органе, которым гордится создавшая его фирма «Александр Шуке»? Инструмент всегда высоко оценивали органисты. В чем нуждается орган?

- Правильнее сказать: в чем нуждаемся мы – слушатели и исполнители. У нас, действительно, прекрасный инструмент, им по праву гордится фирма «Шуке». Но у нас есть возможность раскрыть уже имеющийся потенциал, заложенный проектировщиками и создателями инструмента. Попробую объяснить.

Отчасти появление органа похоже на рождение человека в том плане, что ребенок несет в себе черты своих родителей – это понятно, но заранее сказать, как эти черты в нем воплотятся, в какой пропорции – этого никто сказать не может. Здесь есть элемент случайности. С органом ситуация такая же. Есть заказчик со своими мечтами о будущем инструменте. Есть конкретное помещение, которое уже является частью органа. И есть фирма, которая идет навстречу заказчику, но у фирмы свой опыт, свой стиль, свой  звуковой идеал. И все эти компоненты смешиваются – но в какой пропорции? И никогда еще не было, чтобы родившийся орган был точно таким, каким его задумывали при строительстве, никогда! Это всегда в большей или меньшей степени случайность. Это чудо, это удивление! В том числе и для тех, кто его своими руками создавал.

А кроме того, это достаточно обычное явление – лицо органа открывается чуть позже. Иногда органостроители оставляют место для одного-двух регистров и говорят: «Поиграйте лет десять, потом скажете, что вам нужно еще, чего вам не хватает такого, без чего вы не можете жить». Требуется время, чтобы у инструмента обнаружились «пристрастия». Есть музыка, которую он любит, и та, которую он не любит. Есть манера игры, которую он приветствует, и та, которую он не приемлет. Но это становится очевидным  лишь со временем.

- Какую музыку наш орган любит?

- Музыку барокко. На нем великолепно звучит музыка старших современников Баха, его предшественников. Прекрасно приспособлен этот орган для музыки раннеромантической. Была такая эпоха, когда родился романтизм, но еще не были созданы романтические органы. И композиторы-романтики писали музыку для барочных инструментов. Но он не вполне подходит для позднеромантической музыки  Листа, Франка, Видора – где требуются масштаб, сила, напор. Это предполагает наличие больших пространств, где вся эта мощь сможет развернуться. Классический пример – орган в Домском соборе в Риге. Здание нашей кирхи – довольно камерное – не предназначено для органа-оркестра. Здесь сила должна быть в другом – в деталях, в подробностях.

- Значит ли это, что архангельский орган барочный?

- Нет, не совсем, и в этом все дело. Фирма «Александр Шуке» славилась своими органами в стиле барокко. Один из наиболее удачных примеров - чисто барочный орган в Малом зале Московской консерватории. Это инструмент, аналогичный архангельскому по размеру: там 27 регистров и 2 мануала, у нас 28 регистров и 2 мануала. По своим объективным параметрам они почти близнецы-братья. И, как иногда бывает с братьями, у них разные характеры, разные судьбы. При строительстве нашего органа соприкоснулись две тенденции, две концепции, два поколения мастеров, и получилось так, что был создан инструмент, с одной стороны, обладающий большими стилистическими возможностями. А с другой стороны, эти возможности не вполне достигли своего гармонического завершения. Хочу подчеркнуть, что речь идет не о том, что были допущены какие-то ошибки, отнюдь. Речь о целостности концепции. Мы долго обсуждали это с немецкими органостроителями, с Матиасом Шуке и пришли к пониманию, как сделать так, чтобы эти два стиля не противоречили, а дополняли друг друга. Для этого было решено заменить барочный регистр «Vox humana» («Человеческий голос»). Он, как артист одного амплуа, слишком стилистически конкретен. В инструменте, который претендует на широкий стилистический спектр, он должен быть заменен на более многофункциональный голос. Регистр «Oboe» («Гобой») может использоваться и как солист – он очень красив, и как основа для органного хора – то, без чего романтический орган невозможен.

Кроме того, было решено основательно поработать с интонировкой органа.

- У органа может поменяться «голос»?

- И да и нет. Здесь, пожалуй, уместна такая аналогия. Есть понятие «вагнеровский певец». Музыка Вагнера требует максимума физических возможностей голоса. Обычно этим певцам трудно перестроиться на лирический и, тем более, камерный репертуар. И если такой вокалист с «вагнеровской техникой» и душой «камерного певца» захотел бы исполнять песни Шуберта, Брамса, романсы Чайковского и Рахманинова, то ему пришлось бы весьма существенно изменить свои привычки, свой стиль, свою технику. Для этого ему бы наверняка пришлось обратиться за помощью педагога по вокалу. Для органа таким «педагогом  по постановке голоса» и является интонировщик. Речь в нашем случае идет не о кардинальной переделке, а всего лишь о корректировке, которая позволит нашему органу проявить свой характер, осуществить мечты и достичь гармонии в себе и вокруг себя.

- Вы всегда говорите об инструменте как о живом существе…

- Орган с самого начала был другом. Всем нам. Он пришел в трудное время и трудное время с нами разделил.  В Архангельске родилась иная реальность – появилось новое измерение культурной жизни.

И суть нашей идеи вот в чем: дело не столько в деньгах и в собранных суммах, сколько в возможности  всем любителям музыки  лично сказать органу «спасибо». Это главное.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Алексей ПАВЛОВ, директор Поморской филармонии:

- Сегодня культурное пространство региона невозможно представить без органа: благодаря ему четверть века наша публика сопричастна  исполнительскому мастерству выдающихся органистов мира. Хотя немногие знают, что «короля инструментов» в нашем городе могло и не быть. Это просто настоящее чудо, что в переломном 1991 году Павлу Балакшину и  директору филармонии  Владимиру Слесареву удалось  организовать заказ, доставку и установку в Архангельске органа из Германии. К тому же наш орган - абсолютно уникальный инструмент, ведь он был создан немецкой фирмой «Аleksandr Schuke» специально для Камерного зала филармонии – второго такого инструмента в мире нет. Нужно сказать, что сегодня орган находится в хорошем состоянии, соблюдаются все необходимые условия, обеспечивающие его жизнедеятельность. Раз в два года проходят определенные работы по профилактике органа, для предупреждения сбоев в  работе. Но когда инструмент отмечает юбилейную дату, хочется найти к нему  особый подход, помочь ему стать еще лучше, сделать для него больше, чем просто запланированная профилактика.

Сметная стоимость  работ по расширению возможностей органа, его диапазона, звучания достаточно высока – порядка двух миллионов рублей. Понятно, что в непростых современных финансовых условиях у нас нет возможности выполнить эти мероприятия за счет бюджета учреждения. Сегодня мы ведем поиск меценатов, чтобы собрать  необходимые денежные средства в виде добровольных пожертвований с целевым предназначением на расчетном счете филармонии.

Подарок органу – это очень благородная и благодарная акция, потому что добрый дар от ценителей высокой музыки уникальному инструменту – знак особой духовной щедрости и красоты.

Ольга ГОЛДОБИНА, управляющая творческим коллективом филармонии:

- Конечно же, юбилей – это всегда праздник, а когда его отмечает музыкальный инструмент, являющийся достоянием целого региона, это и  повод для особой гордости и радости, позволяющий говорить о сложившихся культурно-музыкальных  традициях - я имею в виду ставший традиционным фестиваль «Похвала органу», - и об исполнителях - органистах, чья творческая жизнь тесно связана с архангельским органом и кто внес огромный вклад в развитие органного исполнительства - и здесь я прежде всего назову имя Виктора Ряхина, - и о значимости самого инструмента, чье появление 25 лет назад  можно сравнить с созданием целого оркестра!

Специально к юбилею нашего органа создан фьюжн-проект «Инструмент-оркестр». Он успешно стартовал в этом концертном сезоне и еще трижды - 20 января, 16 марта и 20 апреля - пройдет в Камерном зале. Этот проект позволяет не только услышать  уникальный голос короля инструментов сольно и в сочетании с различными  инструментами и голосами, но и узнать много интересной и полезной  информации о нашем инструменте, а удобное время и доступная цена билета на этот проект делают возможным приобщение большого количества  публики,  ранее не знакомой с органом.

Что касается юбилейного фестиваля  «Похвала органу», то он пройдет в период с 20 по 24 сентября 2016,  и мы надеемся, что это будет настоящий праздник органного искусства! Безусловно, в Архангельск будут приглашены представители фирмы «Аleksandr Schuke», построившей орган в Архангельске, гостями  фестиваля станут органисты из Германии и Норвегии, ждем концерт Виктора Ряхина.

Вы можете сделать благотворительный взнос в пользу Архангельского органа
на расчетный счет ГБУК АО «Поморская филармония»

Адрес: 163000, г. Архангельск, переулок Банковский, д. 3
Телефон/факс: (8182) 28-56-54
E-mail: [email protected]

ИНН 2901143262 КПП 290101001 ОГРН 1052901212792

Р/с 40601810600001000001 в Отделение Архангельск
УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу
(ГБУК АО «Поморская филармония» л/с 20246Ч24160)
БИК 041117001
Код дохода 00000000000000000180
Назначение платежа: безвозмездное перечисление денежных средств по договору добровольного пожертвования.

Внесите свой вклад в приумножение культурного достояния Поморья!






Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей