Ольга ИСТОМИНА. Фото Екатерины Чащиной | 20.11.2019 17:09:10
В Архангельском театре драмы состоялась премьера инклюзивного спектакля по мотивам сказки Бориса ШЕРГИНА «Волшебное кольцо». Постановка стала новым совместным проектом театра и благотворительной организации «Время добра».
На камерной сцене театра появилась еще одна постановка с участием особенных детей. На этот раз ребята с ограниченными возможностями здоровья вместе с профессиональными артистами погружались в тексты северных сказок Бориса Шергина и атмосферу озорства и легкой игры, которую создавал в процессе репетиций актер Михаил КУЗЬМИН. Для него «Волшебное кольцо» стало режиссерским дебютом, хотя в качестве актера и педагога в работе над созданием инклюзивных спектаклей он участвует уже несколько лет.
Эта постановка — уже четвертая за время сотрудничества театра и благотворительной организации «Время добра». В 2015 году состоялась премьера «Волшебник изумрудного города», затем история продолжилась в постановке «Урфин Джюс и его деревянные солдаты», а в прошлом году появился камерный спектакль «Сказок нет» по произведениям Сергея КОЗЛОВА. Режиссером всех предыдущих постановок выступал Анастас КИЧИК, в середине прошлого сезона ставший главным режиссером Северодвинского драматического театра.
Жанр нового спектакля с участием особенных детей Михаил КУЗЬМИН определил как «прикроватный фик-фок». «Это слово есть в тексте Шергина: «избушка у Вани и мамы стояла фик-фок на один бок», и мне это настолько понравилось, что я решил каждую локацию в путешествии героев назвать каким-нибудь «фик-фоком», – рассказал режиссер. – Забавное слово и определяет жанр как нечто озорное, хулиганское».
Всех персонажей режиссер облачил в уютные пижамы, пространство камерной сцены заполнил большими и маленькими подушками и одеялами, с которыми актерам позволено играть, дурачиться и веселиться, легко погружая зрителей в северный сказ. Атмосфера получилась почти домашняя, и можно представить, как дети затеяли необычную игру: решили почитать сказку перед сном, а затем и примерить на себя то одну, то другую роль, и персонажи знакомой истории вдруг начали оживать…
Прием этот – вовсе не пустяшный по исполнению, хоть результат и получается легким и озорным. Несмотря на то, что в нескольких ролях в спектакле задействованы профессиональные актеры – Александр ЗИМИН в роли Ивана и Татьяна СЕРДОТЕЦКАЯ в роли его матери, Нина НЯНИКОВА в роли царевны Ульянки и Александр СУББОТИН в роли царя – дети вовсе не уходят на второй план: взаимодействуют с артистами и друг с другом. Немаловажно, что роли участников студии словно бы перекликаются с их характерами и отражают индивидуальности.
Так, кошку Маху играет актриса Мария КАЛИНИНА (для нее эта роль стала дебютом на сцене Архангельского театра драмы), собаку Жужу – участник студии Сергей ЗАБОРСКИЙ, актриса Анна РЫСЕНКО – змею Скарапею, а ее сурового и непреклонного отца, змеиного царя – обаятельный «хрустальный мальчик» Ян КУЗНЕЦОВ, уже хорошо знакомый многим зрителям по предыдущим ролям. У этого отца есть свои «телохранители» в своеобразной черной униформе с надписями «Left» и «Right». Их азартно и в то же время иронично сыграли участники студии «Время добра» – Иван ГРЯЗНОВ и Александр БОЯРСКИЙ. Обрамляет все действие серьезная и внимательная рассказчица – Евгения МОЛОКОВСКАЯ.
Сценография в спектакле предельно проста, ничто не мешает артистам и не отвлекает от главного – актерского взаимодействия. Кроме подушек и одеял, с которыми удобно, мягко и весело играть (то превращая их силой воображения в одеяния и головные уборы, а то и в настоящую лодку), пространство обозначено с помощью проекций рисунков на экран. Здесь появляется и избушка «фик-фок», и императорские палаты, и логово змеиного царя (видеоконтент – Егор ТИМОШЕНКО).
В течение всего действия ощущается единая энергия, взаимопонимание и общая радость от происходящей на сцене театральной игры, которая передается и зрителям. В решении, придуманном режиссером, дети чувствуют себя свободно и комфортно, несмотря на все волнения от исполнения своих ролей. Кажется, что в этом созданном на сцене мире им действительно радостнее и понятнее, чем в окружающей действительности. И в этот вымышленный, но мастерски организованный мир они приглашают с собой взрослых – разделить чувства свободы и простоты, ускользающие от нас в повседневности.