ИЛИМ
Приглашение в телеграм-канал БК

Четверг, 28 марта, 2024 13:14

Орлов «уволил» Орлова: главный режиссер драмтеатра покидает Архангельск


Беседовал: Андрей САХАРОВ. Фото: Алексей Липницкий | 19.10.2012 06:48:57

altВ конце сентября на престижном фестивале «У золотых ворот» спектакль Архангельского театра драмы имени М. В. Ломоносова «Лес» получил серебряный диплом.  И сразу же после этого в Архангельске заговорили о том, что губернатор Игорь ОРЛОВ попросил главного режиссера и постановщика спектакля Петра ОРЛОВА покинуть театр. О подоплеке увольнения Петр Гарриевич рассказал «БК».

– Говорят, что губернатор Игорь Орлов лично попросил вас написать заявление об уходе из театра?

– Да, это было в сентябре. Честно говоря, сначала я подумал, что это шутка. Контракт действует до апреля следующего года. Спросил: «Почему»? И получил ответ: «Я не должен объяснять причины своего решения».

После того как мне было сказано министром культуры области Львом ВОСТРЯКОВЫМ, что ему поставлена задача убрать меня, иначе уберут и его, и зама губернатора по социальным вопросам, и директора театра, – я сразу написал заявление об увольнении. Видимо, в области проблем нет, надо бороться с главным режиссером. Так была исполнена воля жены губернатора Татьяны ОРЛОВОЙ.

– Вы уверены?

– Думаю, да! Когда Игорь Анатольевич в первый раз пришел к нам, то сказал, что не ожидал увидеть в Архангельске такой сильный театр. Что третьего дня был в московском «Современнике» и ничего подобного там не видел. На фестивале имени Федора АБРАМОВА  губернатор говорил театральным критикам о том, какой я замечательный режиссер. При этом, когда я попытался поговорить с ним о наших проблемах, Игорь Анатольевич перенаправил меня к жене. «Что она скажет, то я и буду делать», – заявил он. Конечно, я воспринял эту реплику, как шутку. У нас с Татьяной Павловной были очень хорошие отношения. Мы переписывались с ней в Интернете...

И тут снова продолжилась чехарда со сменой директора театра. Поставили человека, абсолютно не сведущего в театральном деле: до этого Елена ШИТОВА возглавляла комитет по культуре и туризму администрации Котласа.  Коллектив ее не принял.  Я, естественно, выказал недовольство таким издевательством над театром. Театром должен хоть мало мальски профессиональный человек руководить. Сколько можно из разных деревень Архангельской области привозить руководителей? После этого меня и стали преследовать.

– Значит, никакой финансовой подоплеки за вашим увольнением нет?

– А в театре мало что изменилось. Я считаю, что на нашей сцене должны играться 25 спектаклей в месяц. Но политика сдачи театра в аренду для выступлений разнокалиберных артистов и для проведения различных мероприятий продолжается. Меня обвиняли в постановке дорогих спектаклей, но извините, никаких цензов на этот счет не было. Я вообще не занимаюсь экономикой. Объемы выделенных денег на спектакль зависят только от директора.

Это нонсенс, когда меня заставляют составлять смету на несуществующий спектакль, как это делал в свое время Леонид  ДЗЮНИК и делает новый директор. Для начала должен приехать художник нарисовать декорации, а уж потом заведующий художественной частью посчитает. Так устроено в театре! Я смету считать не умею!

– Чиновники областного правительства говорят, что театр живет не по средствам…

– А кто в этом виноват? Например, спектакль стоит 2 миллиона рублей. Наша выручка за один аншлаговый спектакль составляет в среднем 420 тысяч рублей. Ну, пусть не будет аншлага, тогда выручка –  300 тысяч рублей. Шесть-семь спектаклей, и первичные затраты окупаются.  Конечно, если не продавать билеты, а раздавать, как это делает сегодня соответствующий отдел  театра, то и спектакль стоимостью 500 тысяч не окупится. Пример: идет премьера «Поминальной молитвы» на закрытии сезона, в зале аншлаг, а сборы всего 100 тысяч рублей. Это что такое? Откуда все эти люди взялись?

– Два года назад долги театра налоговикам, Российскому авторскому обществу (РАО) составляли 10 млн рублей. Как сейчас обстоят дела?

– Говорят – уже 30 миллионов! Мы вроде как должны половину этой суммы за кресла! Дело в том, что предыдущий губернатор заставил какой-то МУП или ОАО купить за свой счет для театра кресла. А теперь это предприятие подало на нас в суд,  требуя вернуть эти деньги. Остальное – это задолженность все тому же РАО и другим. Долги постепенно гасятся, но затем опять накручиваются.

К вопросу о театральном менеджменте. Когда театром руководили Александр ДУНАЕВ, а затем Евгений МИЩЕНКО – таких долгов не было. Это показали все проверки нашей финансовой отчетности. Долги формировались во времена Дзюника и предпоследнего директора Сергея ЗАХАРОВА.

– С Дзюником вы и коллектив театра не сработались, но с Захаровым вроде бы были нормальные отношения…

– У меня к нему была масса претензий. Сергей Александрович тормозил творческий процесс.  Мы не работали, потому что сцена постоянно сдавалась в аренду. А ведь наш спектакль выгоднее сыграть, чем сдать театр в аренду за 100-150 тысяч рублей. Даже наш самый неаншлаговый спектакль приносит 200 тысяч рублей.

– Какие у вас конкретные претензии к новому директору, кроме того, что ее из «деревни» привезли?

– «Деревня» – это не ругательное слово. Я тоже из крепостных крестьян Смоленской губернии. Дело не в этом, а в агрессивном стиле руководства, отсутствии собственного мнения, некомпетентности Шитовой в театральных вопросах. Она не понимает, что есть хорошо, а что плохо, и что с этим всем хозяйством делать. Ноябрь месяц на носу, а планов никаких. Театр будет пользоваться моими наработками. Сейчас вот приедет ставить детскую сказку Андрей ТИМОШЕНКО, а приглашал его я.

– Вам вменяли в вину наличие «золотого парашюта»: пункта о 10 миллионах рублей отступных при досрочном разрыве контракта…

– Я, как и обещал во время конфликта с Дзюником, после того как директором театра стал Сергей Захаров, убрал этот пункт из договора.  Конечно, абсурдно требовать такие деньги, это грабеж провинциального театра и актеров.  А зарплата у меня такая же, как у директора.

– В конце месяца театр отправляется на гастроли по области. Это правильный шаг?

¬– Театр областной, он должен ездить! Это я на коллегии у министра Вострякова кричал, что гастроли нужны. Замечу, директор была против. На поездку выделили 600 тысяч рублей, а их не могут освоить. Неужели сложно съездить на гастроли? Актеры их обожают, потому что это и есть театральная жизнь.

– Как коллектив отнесся к вашему уходу?

– В театре траур. Потому что актеры считают, что театра больше не будет. Об этом и московские театральные критики пишут, например Григорий ЗАСЛАВСКИЙ.  Вернее сказать, театр будет, но это уже будет история совсем другого театра.

– Кого сулят вам на смену?

– Говорят, в течение года никого брать не будут. А дальше, как говорится, попробуйте найдите. Чтобы приехал не абы кто, польстившийся на режиссерский кабинет со столом, как на рабочем месте у президента ПУТИНА. Я тут смотрел репортаж о его рабочем дне и, увидев такой же стол, подумал: «Что Владимир Владимирович делает у меня в кабинете?». Жить в чужом городе, на Севере… Не знаю, кто на это решится. Да и не каждый режиссер сработается с труппой. Я вот привез известного режиссера Сергея КУТАСОВА ставить спектакль. Он работал во МХАТе, московской оперетте, сейчас в театре Вахтангова «Женитьбу» Гоголя ставит. А в нашем театре у него не срослось. После пяти репетиций актеры его попросили из театра. Бывает и такое с талантливыми людьми.

Кстати, Шитова по своей наивности вообще как-то предложила мне сократить должность главного режиссера, я написал об этом Татьяне Орловой. Она мне ответила, что главный режиссер – это еще не все театральное искусство Архангельской области. Если так относиться к людям, которые стараются прославлять регион, то что тут может быть хорошего? Обидно.

– Вы уже нашли для себя новую театральную гавань?

– Нет. Я и это место не пытался получить. Меня Дунаев с Мищенко уговорили. Предложения о работе есть. Буду ездить ставить спектакли, антрепризы.

– Может так обернуться, что вы вернетесь в режиссерское кресло в Архангельск?

– Только для разовой постановки. Главным режиссером я сюда никогда не вернусь. История театра показывает, что возвращающиеся главные режиссеры умирают. А с актерами я всегда буду рад встретиться. Я их очень люблю, и они меня любят. А это достаточно редко бывает.

– Архангельск вы покидаете с чувством…

– …что в стране надо срочно что-то менять. Как вы думаете, если должностная инструкция главного режиссера театра подписана экс-министром здравоохранения России Татьяной ГОЛИКОВОЙ, то можно жить в такой стране? Что понимает Голикова в инструкциях главного режиссера? Это же глупость!





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей