ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

«Оперные сезоны»: на сцене Архангельского театра драмы звучит вечная классика


Ольга ИСТОМИНА | 21.11.2017 16:17:57
«Оперные сезоны»: на сцене Архангельского театра драмы звучит вечная классика

В Архангельске открываются «Оперные сезоны». Впервые после долгого перерыва три вечера (21-23 ноября) в столице Поморья будут звучать образцы классического оперного искусства: «Севильский цирюльник» Россини, «Евгений Онегин» Чайковского и «Риголетто» Верди. Каждая опера исполняется на языке оригинала, без купюр и сокращений – таковы принципы камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера».


Фестиваль «Оперные сезоны» был задуман Архангельским театром драмы, на сцене которого и пройдут показы спектаклей. На гастроли на Север артисты «Санктъ-Петербургъ Опера» отправились в свой юбилейный сезон – в 2017 году театру исполнилось 30 лет. Интересно, что этот коллектив много гастролирует, несмотря на трудности, связанные с игрой на новых площадках и для разного зрителя. Недавно театр побывал в Эстонии, Латвии и Сербии, а впереди — Финляндия и Польша.

Как говорит художественный руководитель «Санктъ-Петербургъ Опера», народный артист РФ Юрий АЛЕКСАНДРОВ, публика везде одинаковая: зрители как дети, которых надо увлечь и заинтересовать новым.

«В Архангельске мы хотим немного растопить ваш лед и холодок, поэтому программа откроется яркой и веселой итальянской комической оперой «Севильский цирюльник», - пояснил он.

В Санкт-Петербурге режиссер Юрий Александров имеет славу рискового экспериментатора, однако архангелогородцы увидят популярную классику. Когда организаторы обсуждали программу гастролей, они единогласно решили, что в первую очередь это должны быть шлягеры оперного искусства.

«Я исповедую врачебный тезис: «Не навреди», – сказал Юрий Исаакович. – Первое знакомство с оперой должно быть взвешенным и спокойным. Мы привезли самое ценное, что есть в нашем репертуаре. «Евгений Онегин» Чайковского – настоящее оперное Евангелие. На моя взгляд, ничто так не очищает душу, как это сочинение, написанное для молодых артистов очень чутким и трепетным человеком. Из творчества Верди решили сыграть самую пышную, наиболее часто идущую на сценах оперу «Риголетто». На гастролях ее очень сложно сыграть, но мы решили показать в Архангельске всю мощь оперного театра».

Показывать мощь искусства и голосов артистов театр начал уже на пресс-конференции, посвященной открытию «Оперных сезонов». Тенор Денис Закиров исполнил итальянский хит «O sole mio» – в «Севильском цирюльнике» артист появится в роли графа Альмавивы, – а бас Ефим Расторгуев исполнил арию Базилио из той же оперы. Так артисты начали опробовать акустику нового для них пространства. Директор театра «Санктъ-Петербургъ Опера» Евгений МАЛЫГИН отметил, что все технические и финансовые вопросы взял на себя Архангельский театр драмы.

«Нам хотелось бы сделать фестиваль регулярным, и мы уже ведем по этому поводу переговоры с министерством культуры. Что касается финансирования, пока справляемся самостоятельно. Но надеемся, что появятся и крупные меценаты, которые в будущем смогут нас поддержать», - рассказал директор Архангельского театра драмы Сергей САМОДОВ.

А первые в новейшей истории Архангельска «Оперные сезоны» поддержал, в первую очередь, конечно, зритель. Кстати, и для режиссера Юрия Александрова главным является отклик публики, а не критики, хотя спектакли «Санктъ-Петербургъ Опера» не обделены вниманием экспертов и становятся лауреатами престижных премий. В этом году театр получил высшую театральную награду Санкт-Петербурга - «Золотой софит».

«Мне важен опыт общения с неискушенным зрителем, с незамутненным, чистым восприятием наших спектаклей, – сказал Юрий Александров. – Надеюсь на оценку театра как гуманитарного целого: так можно оценить правильность нашего пути».

Все три оперы в рамках фестиваля будут сыграны на языке оригинала - «Севильский цирюльник» и «Риголетто» прозвучат на итальянском. Причем «бегущей строки» на этих спектаклях не будет. Такая техническая возможность обычно есть в оперных театрах, но в драматическом театре она не предусмотрена.

«Так что в этом случае мы остаемся один на один со зрителем, исполняя оперу на «иноземном» языке, – рассуждает Юрий Александров. – Но это даже хорошо, потому что мой принцип такой: спектакль должен быть понятен даже без слов. Хотя, конечно, у зрителей будет программка с либретто, где действие подробно описано».

Еще один нюанс подходов театра «Санктъ-Петербургъ Опера» – не допускать сокращений в партитуре классических произведений. Для художественного руководителя этот репертуар в каком-то смысле неприкосновенный, что не отменяет возможности отнестись к нему с современным пониманием. Такой обещает предстать перед зрителями опера «Евгений Онегин» Чайковского: исполнение партитуры без купюр и внимание к внутреннему наполнению произведения — к человеку.

«Эта история взаимоотношений между мужчиной и женщиной показалась мне абсолютно современной, – подчеркнул Юрий Александров. – Искренние чувства необходимы нам, чтобы восстановить генетическую память о том, что главное не результат, а процесс: завоевание женщины намного интереснее, чем его случившийся или не случившийся факт. Спеть и сыграть это сложно: партитура очень тонкая».

Но это – о классике. Если проект «Оперные сезоны» пройдет успешно и организаторы решат продолжить его, Юрий Александров планирует в следующий раз привезти в Архангельск один из своих экспериментальных спектаклей.





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
  1. Как вы расходуете свободные денежные средства?*

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5