ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
Новострой29

О чём расскажет коробка для конфет: открылась выставка к юбилею краеведческого музея


Ольга ИСТОМИНА. Фото Алексея Липницкого | 20.01.2018 02:28:01
О чём расскажет коробка для конфет: открылась выставка к юбилею краеведческого музея

Главные герои новой масштабной выставки в Гостиных дворах – вещи, которые собирались Архангельским краеведческим музеем на протяжении всей его 180-летней истории. Среди экспонатов, представленных авторами экспозиции по отдельным годам, особенно важным для истории страны, региона и музея, есть свидетельства настоящего предпринимательского бума в Архангельске начала прошлого века.


Создателям выставки «Код 180: время и вещи», задуманной к юбилею Архангельского краеведческого музея, удалось показать предметы из разных коллекций, которые существуют в фондах учреждения. Здесь можно найти естественнонаучные и этнографические экспонаты, музыкальные инструменты и осветительные приборы, предметы мебели и церковные вещи. Многие из них выставляются впервые за долгое время. Всего же в коллекции более 265 тысяч предметов, которые продолжают изучаться сотрудниками музея. По их рассказам, многие вещи в прошлом поступали от горожан и жителей Архангельской области в дар – для сохранения памяти о предках, некоторые находили рабочие при сносе домов или на старых чердаках и тоже приносили в музей. Так что коллекция формировалась с помощью самих жителей, о чем напоминает и новая выставка.

Один из блоков экспозиции посвящен частному предпринимательству, которое в Архангельске 1910-х годов развивалось очень активно. Среди экспонатов особенно заметны объемные коробки – настоящие произведения искусства, на которых можно увидеть яркие рисунки по сюжетам оте­чественной истории: например, пир Петра Великого или избрание Михаила Романова на царствование.

«Это коробки в стиле модерн из-под продукции первой кондитерской фабрики торгового дома фирмы Христофора Манакова, – рассказала заместитель директора по экспозиционно-выставочной деятельности Архангельского краеведческого музея Наталья ЕДОВИНА. – Интересно, что сам он был из крестьян, из небогатой семьи, получил только три класса образования и начинал свою деятельность в Великом Устюге. Первые лет пять был «в мальчишках» у местного купца. Но вскоре его дела пошли в рост, и в 1890-е годы он сам уже был купцом второй гильдии».

Кондитерская фабрика Христофора Манакова заняла в Архангельске свободную на то время нишу, начав с продажи привозных кондитерских и бакалейных изделий. Вскоре предприниматель открыл собственное производство: сначала пряников, сушек и баранок, а затем и леденцов, монпансье и мармелада.

В это же время в Архангельск завозилось большое количество швейных машин западноевропейских фирм, которые представлены на выставке не случайно. Как рассказали в музее, шили в начале прошлого века много, причем не только в домашних условиях, но и на заказ – в частных мастерских и ателье: поморам требовалась не только одежда, но и, например, паруса для выхода в море. Море, конечно, традиционно было стимулом для развития многих производств, а связанные с ним промыслы – визитной карточкой региона. Так, еще в 1883 году Архангельский статистический комитет, коллекции которого впоследствии стали частью фондов нынешнего краеведческого музея, получил серебряную медаль и диплом на Международной рыбопромышленной выставке в Лондоне за представленную уникальную коллекцию жемчужниц.

Музей представлял Архангельскую губернию на многих международных и всероссийских выставках, где регионы демонстрировали свои лучшие достижения в производстве и технике, и за свою историю получил более 70 подобных наград. Кстати, и начало самой музейной коллекции было положено в 1837 году на «выставке произведений губернии», организованной по указу губернатора И.И. Огарёва. Такие «выставки» создавались для того, чтобы члены царской семьи, путешествуя по Российской империи, могли знакомиться с историей каждой губернии. Современная же выставка, охватывающая историю Архангельской области с XIX века до современности, создает образы прошлых эпох с помощью вещей.

«Мы взяли на себя ответственность выбрать и показать моменты, наиболее важные для развития региона, в том числе производства, появлявшиеся в те или иные годы, – пояснила директор Архангельского краеведческого музея Наталья ШПАНОВА. – Важно, чтобы посетитель проникся нашей историей через соприкосновение с реальными вещами, вписанными в более широкий временной контекст».






Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5