ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Четверг, 19 декабря, 2024 09:47

На разных берегах Двины: путешествие сквозь время


Ольга ИСТОМИНА. Фото автора | 01.01.2024 18:13:14
На разных берегах Двины: путешествие сквозь время

Попасть в прошлое и на два часа оказаться в старом Архангельске можно было на программе Поморской филармонии «На разных берегах: Дом над Двиной и Детство в Соломбале». В течение четырех дней перед Новым годом зрители отправлялись в путешествие сквозь время под белым парусом воспоминаний…


Литературно-музыкальное путешествие в Архангельск прошлого продумывал режиссёр-постановщик Алексей Ермилышев. В прошлые годы к новогодним праздникам на сцене кирхи он уже ставил «Мастера и Маргариту» Булгакова и «Рождественскую историю» Диккенса. В этот раз для зрителей решили подготовить нечто особенное и соединить две, казалось бы, непохожие истории в одну: «Дом над Двиной» Евгении Фрезер и «Детство в Соломбале» Евгения Коковина. Но объединяют их воспоминания о детстве в Архангельске начала прошлого века.

«Постановка основана на двух очень значимых для Архангельска книгах, которые повествуют об истории нашего города, – рассказывал перед премьерой режиссер Алексей ЕРМИЛЫШЕВ. – Мы можем увидеть переломные моменты в истории России глазами детей, живших в то время в Архангельске. Естественно, в первую очередь «На разных берегах» — это концерт. Поэтому мною была написана инсценировка. Мне нужно было соединить сюжеты двух книг и уложить их в относительно небольшой отрезок времени».

По словам организаторов, постановка посвящена 440-летию Архангельска. Интересно, что во время подготовки к премьере была организована экскурсия по городу от краеведа Владислава ДРЕКО. Участников экскурсии ждала большая прогулка из Соломбалы в центр Архангельска, во время которой центром внимания стали места, связанные с двумя литературными произведениями. Многие дома уже давно нельзя увидеть на улицах города, поэтому опорой для изучения были архивные фотографии и карты.

Представление «На двух берегах» начиналось сразу, как только зритель переступал порог зала: негромкие звуки прибоя и крики чаек погружали в атмосферу северного города на берегу реки. На сцене – парус, на время закрывший орган. На нем вскоре появились парусники и лодки, оживленные улицы и церкви – все те оставшиеся в прошлом далёкие образы Архангельска, о которых мы знаем по чёрно-белым фотографиям и кадрам кинохроники.

На сцене кирхи три дня выступал концертный оркестр Поморской филармонии под управлением приглашенного из Москвы дирижёра Тихона МОРО. Через музыку и художественное слово оживали события прошлого: переломные моменты истории страны и воспоминания детства, которые часто оказываются ярче и объёмнее. В «Доме над Двиной» Евгения Фрезер вспоминала, как архангельский дом бабушки «держал её в объятиях восемь лет». В представлении непосредственные детские воспоминания и их осмысление уже взрослым человеком переплетаются: фрагменты текста разложены на два голоса. В роли маленькой Жени – Кира СТАРЦЕВА, а в роли автора воспоминаний – актриса Архангельского театра драмы им. М.В. Ломоносова Наталия ЛАТУХИНА. Героев «Детства в Соломбале» сыграли юные актеры Савелий ДИВЕЕВ и Роман РЯДОВКИН, а «взрослым голосом» выступил актёр Архангельского молодёжного театра, заслуженный артист РФ Евгений ШКАЕВ.

В воспоминаниях из «Дома над Двиной» особое место занимают дни в ожидании Рождества. Кажется, что с его приближением возможны настоящие чудеса. Это время золотить орехи, ощущать в воздухе запах пряностей и мандаринов и ждать, когда запертая в танцевальную залу дверь откроется. Наконец, бабушка звонит в хрустальный колокольчик, дверь отворяется, а за ней – ёлка до самого потолка: «В своей жизни я много раз бывала счастлива, но ничто и никогда не смогло превзойти то единственное мгновение чистого восторга, когда я стояла, разглядывая чудесное – мою первую рождественскую ёлку…»

С идиллическими воспоминаниями о детстве в большом доме на набережной соседствуют истории из жизни мальчишек из Соломбалы. Отец главного героя повести Евгения Коковина отправляется в экспедицию на шхуне «Святая Ольга», и ему не суждено вернуться. Мальчики из Соломбалы ощущают себя островитянами, для них центр Архангельска и Немецкая слобода с домами богатых купцов и промышленников – другой мир, а кинематограф «Марс», цирк, яхта с белым парусом – составляющие счастья. Эти герои мечтают добиться всего своими силами: вернуться из экспедиции, заработать много денег, или, наконец, найти клад – чтобы началась настоящая, «хорошая жизнь».

Образ такой «соломбальской мечты» возникает в словах песни, которую исполнил детский хор «Страна чудес» под руководством Юлии ПАВЛЮКОВОЙ: «Ночи белые, ночи беззвездные / Словно белых судов караван / Научила мечтать нас Соломбала, / Деревянные наши дома». В программе прозвучало новое исполнение песни из спектакля «Мальчишки из Соломбалы», который в 60-е годы шёл на сцене Архангельского театра драмы. Текст песни и ноты (текст Б. Семенова, музыка И. Карпеца) были опубликованы в газете «Правда Севера» в 1967 году, а для программы в филармонии по ним была создана оркестровка.

Переломный момент в сюжете программы – рождество 1913 года, ставшее последним рождеством мирного времени, после чего «мира и покоя становилось все меньше». Вскоре два практически не пересекающихся мира, разделённых не только берегами реки, неизбежно встретятся. Первая мировая война, уходящие на фронт поезда… Приход иностранцев в город воспринимается героями по-разному, но в какой-то момент детские переживания оказываются «зеркальными»: «Зачем «они» приезжали в Архангельск?» И только один раз, в одной точке пересекаются жизни домашней девочки и румяного мальчика с соломбальских улиц, который однажды смело заговорил первым...

Музыка вызывает ощущение тревоги и неизвестности – начинается новый этап, происходит взросление героев. Видео- и фотохроника в спектакле сочетаются с рисунками художницы Валерии МИРКОВИЧ. Эти рисунки с туманными очертаниями, узнаваемые, но нечеткие фрагменты реальности возникают как картинки из памяти, словно проступают из вечности: Троицкий собор, памятник Петру I, церкви, башня Гостиных дворов, лодки у причала... «Это одна из техник ручной печати – трафарет. Сначала рисунок намечается карандашом, а потом ножом вырезается каждый силуэт и пропечатывается на чистовой лист», – рассказала о создании рисунков Валерия Миркович.

dvina_pomorfil_630.jpg

.

Документальные фотографии тоже словно проступают сквозь дымку времени, туманные воспоминания сменяются четкими фигурами и деталями (видеоарт – Антон ПОЛУЭКТОВ). Новая жизнь и возможность без мифического клада добиться всего, чего пожелаешь, ждала героев повести «Детство в Соломбале». Нарушался привычный порядок вещей, пустел Архангельск и приближалось время прощания с городом – в воспоминаниях Евгении Фрезер. Прощания с местом, в котором спустя время оказались сосредоточены все главные воспоминания детства: «…судно приподняло на волне, и я увидела наш дом, как вижу до сих пор».

В финале представления прозвучала музыка Эдуарда Артемьева и соло на трубе в исполнении совсем юного музыканта. Вот он стоит наверху площадки, словно на палубе корабля, и кажется, что музыка обращена в будущее. Прощальный гудок уходящих в море кораблей или гудок, подбадривающий в долгую дорогу? «В этих гудках грусть расставания с друзьями, пожелание счастья, вера в доброе будущее», – писал об уходящих судах Евгений Коковин в «Детстве в Соломбале».





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей