Григорий ДИТЯТЕВ. Фото из архива редакции | 21.09.2020 11:55:52
Собираясь на встречу с побывавшей в Архангельске министром культуры России Ольгой ЛЮБИМОВОЙ, готовил вопрос, волнующий многих: каково предназначение табличек, которые у нас устанавливаются чуть ли не повсеместно и гласят, что памятники охраняются государством? А если эти памятники совсем никак не охраняются, что тогда?
Порой на этих разного рода табличках и указателях отсутствует важная информация об авторах или же содержатся ошибки, даже обидные для местного населения, как это было, например, с монументом недавно ушедшего от нас архитектора Вадима КИБИРЕВА «Воинам-архангелогородцам, павшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» Напомню, что инспекция по охране объектов культурного наследия Архангельской области зачем-то переименовать решила жителей Архангельска в «архангельцев», а столкнувшись с всеобщим возмущением, просто начала нас переучивать, отказавшись признать свою ошибку.
.
Состоявшаяся к приезду Ольги Любимовой экспозиция реалий и планов внесла свои коррективы. Внезапно стало ясно, что генетика «башни из слоновой кости», в которой предпочитают жить главные идеологи сохранения культурного наследия в Поморье и которая не дает возможности местному турбизнесу нормально развиваться, тесно увязана с латентным федеральным трендом. Он состоит в том, чтобы забыть негатив новейшей истории, разрушая или же предвзято, однобоко-государственнически толкуя его.
Во встрече руководителей архангельских учреждений культуры, музеев с министром в Гостиных дворах участвовал тогда еще врио губернатора Архангельской области Александр ЦЫБУЛЬСКИЙ.
Кое-что из показанного на большом экране во время презентаций внушало осторожный оптимизм. В Архангельской области свыше 7,5 тысячи работников культуры. Хотя молодежи до 30 лет трудится немного – всего 14%. Вспомнили о прошедшем ARCTIC OPEN, дальнейшая судьба которого финансово не очень-то понятна, поведали о борьбе с коронавирусной инфекцией в музеях и на театральных подмостках.
«В Архангельской области наблюдается позитивная динамика с финансированием расходов по содержанию объектов культурного наследия», – уверенно говорила заместитель министра культуры Наталья БАКШЕЕВА, демонстрируя соответствующий слайд.
Но становилось немного не по себе, ведь никакого позитива и близко не наблюдалось. В 2017 году на благую цель было отпущено всего 0,6 млн рублей, в 2018-м – свыше 102 млн, но уже в 2019-м финансирование урезали вдвое – до 48 млн рублей. На 2020 год пока запланировано 144,5 млн рублей.
Руководитель инспекции по охране объектов культурного наследия Анна ИВЧЕНКО рассказала о некоторых достижениях, которые каким-то чудом смогли материализовать при столь щадящей финансовой диете. Но когда она начала перечисление и демонстрацию плачевного состояния сооружений, где надо проводить реставрационные работы, показалось, что Иисус Христос, накормивший пятью хлебами и двумя рыбами пять тысяч голодных ртов, в сравнении с архангельскими чиновниками от культуры был богат, как легендарный царь Крез.
Надо, надо, надо... Нужны средства на восстановление архитектурных шедевров Сольвычегодска, церквей, а также усадьбы купцов Пьянковых – единственной в своем роде в малых российских городах, о чем позднее рассказывал директор Сольвычегодского музея Максим ЧЕРНЫХ.
Нужны средства на реставрацию Троицкого собора Антониево-Сийского монастыря, Преображенского собора в Холмогорах, замечательной, оставшейся стоять в чистом поле Сретенско-Михайловской церкви в Каргопольском районе. Обрадовало, конечно, что в проекте Министерства культуры России по сохранению памятников деревянного зодчества из 86 отобранных объектов в Поморье находится большинство – 50. Но едва ли даже этот масштабный проект решит проблему.
Удивило то, что из памятников новейшей истории в рамках столь скромного регионального объема финансирования удостоился практически единственный дом: тот, в котором отбывал ссылку в Сольвычегодске Иосиф Сталин. А вот места, связанные с государственным террором в Архангельской области, – концлагеря в Пертоминске, Холмогорах, предшествовавшие Соловкам и на основе которых создавался СЛОН, почему-то внимания властей всех уровней совсем не заслужили. Деньги на памятный крест так и оставшимся неизвестными жертвам советского террора на Мхах конца 20-х – начала 30-х годов собирали всем миром, по подписке. Разрушается первый на Севере концлагерь на острове Мудьюг, основанный в период интервенции союзными войсками. Тихо-тихо его вывели из фондов краеведческого музея, и в настоящее время бараки попросту брошены на произвол судьбы.
Возможны изменения в Новодвинской крепости. Основанная в начале XVIII века Петром I, она вошла в историю России благодаря героическому поступку лоцмана Ивана Рябова, подставившего под пушки строящейся крепости шведские корабли и заставив тех сдаться. Какие-то работы стройотрядами, а также археологические изыскания на острове Бревенник, где располагается крепость, проводились, о чем поведала директор Архангельского краеведческого музея Наталья ШПАНОВА. Теперь возникла идея территорию облагородить, проводить здесь экскурсии, включив крепость в состав музейных фондов. Что именно хотят там сделать, не очень-то ясно, цена вопроса не просчитывалась. Пока же частные экскурсии в крепость, мягко говоря, не приветствуются. По словам представителей местной туриндустрии, даже деревянный причал дважды сносился.
Зато известно, что новое здание фондохранилища в Архангельске федеральному бюджету обойдется почти в 510 млн рублей, более 10% суммы добавит область. Наталья Бакшеева не стала говорить о том, что уже создана инициативная группа, выступающая против его строительства в отведенном месте – на пересечении Поморской улицы и Троицкого проспекта. Многим архангелогородцам «почему-то» не нравится, что действительно нужное для развития музейного дела сооружение решили установить в крайне неподходящем месте, срубив два десятка берез-долгожительниц, не имеющих даже малейших признаков болезней.
Отчего нельзя возвести фондохранилище на месте давно превратившегося в руины бывшего кинотеатра «Север», находящегося буквально в двух шагах от сквера? Что может быть архитектурно ценного в остатках этого здания, переделанного когда-то в кинотеатр из помещения первой городской электростанции, видимо, знает лишь Анна Ивченко. Она решительно отстаивает организацию в выбранном месте музейно-образовательного и информационного центра с неким «лекторием» и показом кинофильмов, именуя новое, по сути, строительство «реставрацией».
Так что же, «архангельцам» нужно поскорее забыть о массовых репрессиях, более того – увековечить память их инициатора? В то же время тех, кто пытается напомнить нам о страданиях ХХ века, устанавливая таблички в память об арестованных и бесследно исчезнувших людях, преследуют в судебном порядке. Даже если якобы поврежденные ими и якобы охраняемые государством дома в действительности были определены под снос... Так случилось поначалу, по крайней мере, с домом Е.Ф. Вальневой в областном центре. Нам предписано жить среди красивых, «под старину» зданий и наблюдать, как разрушаются настоящие памятники истории и архитектуры в районах? Думаю, не всем такая ультрапозитивная концепция сохранения российского культурного наследия кажется единственно верной.