ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Четверг, 19 декабря, 2024 14:53

Фестиваль уличных театров в Архангельске: как это было


Ольга ИСТОМИНА. Фото Алексея Липницкого и Анастасии Незговоровой | 30.06.2023 14:10:23
Фестиваль уличных театров в Архангельске: как это было

XXIX Фестиваль уличных театров проходил в Архангельске с 21 по 25 июня. На улицах города было сыграно 50 спектаклей, в которых приняло участие около 150 артистов. Организаторы обещают, что следующий – 30-й, юбилейный фестиваль станет ещё масштабнее и на нём выступят наиболее полюбившиеся зрителям коллективы.


Как рассказывают организаторы, Фестиваль уличных театров в Архангельске собрал рекордное за последние годы количество зрителей: до 50 тысяч человек. По-настоящему повезло и с погодой. Кажется, это был первый за несколько лет удивительно солнечный и тёплый фестиваль, ни один из дней которого не был омрачён дождём и необходимостью переносить выступления под крышу.

Официальное открытие фестиваля прошло 21 июня на набережной Северной Двины: на площадке у ГИМС с большим концертом выступил Оркестр волынщиков Москвы. Музыканты исполнили на шотландской волынке композиции разных направлений и жанров – от хорошо известных, в том числе русских традиционных мелодий, до рока.

Интересно, что к открытию фестиваля присоединились и другие коллективы – например, артисты на ходулях из театра «Ларамбла» организовали спонтанный перформанс на пути от здания Молодёжного театра к площадке открытия, а один из актёров театра «НоС» в образе Комара – персонажа спектакля «Метаморфозы» - играл с детьми, пока взрослые слушали выступление волынщиков. Таким образом артисты уже начали знакомиться с будущими зрителями их представлений.

street_fest2023.JPG

Театр «Ларамбла» порадовал спектаклем-прогулкой «Горожане». В основе – история о простом горожанине, который попал в шествие трёхметровых кукол. Поначалу он возмущается и жалуется на происходящее, но потом всё-таки сменяет гнев на милость. Артисты на ходулях, в ярких мешках-костюмах и больших улыбающихся масках несколько раз прогулялись по проспекту Чумбарова-Лучинского, приглашая прохожих к ним присоединиться. Этот спектакль, конечно, во многом зависит от пространства, в котором он проходит, и артисты из Ростова-на-Дону, с их слов, просто влюбились в пешеходную Чумбаровку.

Здесь же на одной из скамеек можно было застать и шарманщика Шаму из Казани с представлением «Папа Карло и Буратино». Как было заранее известно, шарманщик в дни фестиваля мог появиться в любое время и в любом месте города, но похоже, что и он облюбовал именно Чумбаровку.

Фестиваль в новых пространствах

В этом году фестиваль проходил на 14 площадках и освоил несколько новых мест в городе. Например, впервые представления прошли на площадке у Северного морского музея и на крыльце АГКЦ - именно эта площадка позволила организовать наиболее технически сложные выступления, в том числе концерт музыкально-театральной группы «Сестра Петра». И в том, и в другом случае площадки оказались очень удобными для артистов и зрителей: ступеньки использовались вместо амфитеатра и позволили каждому зрителю найти удобное место, даже тем, кто пришёл не заранее. К слову, в этом году было заметно, что многие зрители собираются на представления заблаговременно, а не просто присоединяются к толпе, проходя мимо по улице.

Представления для детей шли в основном на территории детского парка аттракционов «Потешный двор», который стал одной из постоянных площадок фестиваля.

«На фестивале было много детей! Для меня это очень важно, это говорит о том, что в детей уже заложена идея фестиваля. Бабушки приходят со своими внуками, традиция передаётся. Если они этот глоток культуры сделают, когда вырастут, будут нашими замечательными зрителями!» – уверен художественный руководитель Архангельского молодёжного театра и президент Фестиваля уличных театров Виктор ПАНОВ.

panov_fest2023.JPG

В программе было много музыки, в том числе в исполнении московского 1/2 Orchestra и ансамбля «Покава Ить», причём один из концертов они сыграли совместно на площади у кинотеатра «Мир». Здесь же состоялся один из показов спектакля Филиппа Шкаева «Чехов-фарш», в котором сюжеты чеховских пьес «Три сестры», «Вишнёвый сад» и «Чайка» предстают в жанре площадного фарса. Был в спектакле и сам автор пьес: Чехов в исполнении Анастасии Хуртай получился смешным и нелепым, но обаятельным. Зрители принимали спектакль с восторгом. Похоже, что архангелогородцы хорошо подготовлены к восприятию разных форм уличного театра и не боятся смелых режиссёрских решений.

Рыбалка как посвящение дедушкам

Новый аудиоспектакль «Большая рыбалка» представила театральная компания Фёдора Елютина «Импресарио». Площадку для аудиоспектакля выбрали удачно: на спуске к реке за Первой городской больницей. Здесь, в укромном уголке на берегу Двины, можно было занять одно из десяти мест с удочками и погрузиться в собственные воспоминания, слушая рассказы героев аудиоспектакля о своих дедушках. Для настоящего погружения в атмосферу рыбалки каждому зрителю перед началом путешествия по закоулкам памяти выдавали ведро – «Вдруг вы что-нибудь поймаете?» – и небольшой, но заботливо собранный перекус: пирожок с капустой и огурец.

Повторяющиеся в спектакле слова «Когда река была чистая, а я был молодым…» звучат почти как молитва. Кажется, что это действо для одного зрителя у воды – способ вспомнить о самом дорогом и мысленно обратиться к тому, с кем уже не можешь поговорить наяву. Через воспоминания, на которые провоцирует аудиоспектакль, и возможность сосредоточиться на простых вещах, наблюдая за проплывающими мимо катерами и лодками, происходит очищение от всего преходящего и лишнего...

Пластический театр на улице

Танцевальный коллектив архангельского хореографа Анастасии Змываловой M’Art dance project на набережной у Гостиных дворов представил премьеру пластического спектакля «Ненужное». Это был первый опыт выступления коллектива в открытом уличном пространстве. Танцовщики предложили зрителям поразмышлять о том, как отказаться от ненужного в своей жизни – в отношениях, мыслях и стремлениях. Символом того, что можно без сожаления отсекать от себя, стали обычные оцинкованные вёдра. С ними артисты взаимодействовали на протяжении всего спектакля – то отталкивая их от себя, то приближая обратно, как будто не в силах с ними расстаться, выстраивали пластические фигуры и через них вели диалог со зрителями.

Ещё один пластический спектакль на фестивале показал театр 10th Avenue из Ставрополя. Их постановка «Девиация», сыгранная в более камерном пространстве музейного дворика, – история о том, как в обычную жизнь людей приходит новшество, способное нарушить все планы.

street_fest_2023_3.JPG

Закрытие фестиваля состоялось 25 июня, главным событием стал спектакль актёра, режиссёра и хореографа Антона Адасинского и его театрального коллектива DEREVO laboratorium на пляже в районе библиотеки имени Добролюбова. В этот раз он в течение нескольких дней в Архангельске репетировал спектакль по мотивам картин Босха «Евангелие от Иеронима». Адасинский размышляет о творчестве Иеронима Босха как о предчувствии угрозы миру. В этом ему традиционно помогают природные стихии, в том числе огонь и вода, и, конечно, пластический язык человеческого тела. Этот спектакль – размышление о том, как выжить в страшных обстоятельствах и сохранить в себе по-настоящему живое. 

street_fest_2023_2.jpg

«Мы из зла сделаем добро, раз его больше не из чего делать» – такой акцент сделан в постановке. Интересно, что в работе с огнём в этом спектакле артистам помогали участники архангельской студии оригинального жанра Butterfly, которые также представили на фестивале огненное шоу «Король и Шут 50-35-10».

Горожане в роли уличных артистов

В третий раз деловая PRO-программа фестиваля была организована совместно с Российским союзом уличных театров и артистов. Артисты-уличники в последнее время кочуют с фестиваля на фестиваль, и постепенно формируется профессиональное сообщество. В этом году в PRO-программе приняли участие представители около 30 уличных театральных коллективов из разных городов: Томска, Казани, Хабаровска, Петропавловска-Камчатского, Симферополя.

Стать участником деловой программы мог любой желающий. Занятия и встречи проходили в Архангельском колледже культуры и искусства, музыкальном колледже и на площадке «Танцевальной платформы». Итогом совместной творческой работы стал уличный перформанс, который представили в предпоследний день фестиваля.

«Наша деловая программа начинает обретать более чёткие очертания и приходит к тому, ради чего мы её и задумывали, – рассказала заместитель художественного руководителя Архангельского молодёжного театра Анастасия ПАНОВА-МАЛЕВИНСКАЯ. – Важно, что это не просто образовательная программа, в ней могут принять участие и обычные зрители. Что в этом году наконец и случилось! Жители Архангельска окунулись в атмосферу мастер-классов, репетиций, имели возможность стать полноценными участниками фестиваля: выйти на улицу в составе команды перформанса и на собственном опыте понять, что значит быть уличным артистом».

street_fest2023-2.JPG

Фестивалю уличных театров – 30 лет

В 2024 году Фестиваль уличных театров пройдёт в 30-й раз. У организаторов уже есть задумки на юбилейный фестиваль. Например, планируется привезти именно те коллективы, которые особенно полюбились жителям Архангельска. Поэтому от зрителей будут ждать пожеланий: какие артисты особенно запомнились и кого из них хочется увидеть на улицах города вновь. Напомним, что на фестиваль за годы истории приезжали артисты со всего света: от Америки и Австралии до Франции и Польши.

Кроме того, уже есть идея спектакля, в создании которого смогли бы поучаствовать известные деятели театра и искусства, друзья и гости фестиваля разных лет: Максим Диденко, Антон Адасинский, Вячеслав Полунин, Павел Семченко и художник Михаил Шемякин.

Организаторы отмечают, что фестиваль изначально создавался как праздник к Дню города Архангельска, которому в следующем году исполняется 440 лет, – и об этом тоже хочется напомнить.

«Раньше мы выезжали с фестивалем в Северодвинск, вот бы эту традицию вернуть, – заметил Виктор Панов. – Театральные коллективы жили вместе все дни фестиваля и организовывали капустники, выезжали даже на Соловки. Конечно, нужно достойное финансирование, чтобы у фестиваля была возможность принимать артистов на все дни программы».

XXIX Фестиваль уличных театров прошёл при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, министерства культуры Архангельской области, АО «Финансовая корпорация Уралсиб», Фонда поддержки национальной премии «Гражданская инициатива», группы компаний «Титан» и АО «Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат».





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей