ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Пятница, 8 ноября, 2024 10:29

Директор Поморской филармонии Василий Ларионов: «Наш фестиваль – это бизнес во всём, кроме денег»


Беседовала Александра ЗВЕРЕВА. Фото Гриши Аншукова | 03.03.2020 13:39:59
Директор Поморской филармонии Василий Ларионов: «Наш фестиваль – это бизнес во всём, кроме денег»

17 марта – 2 мая в Архангельске пройдет театрально-музыкальный фестиваль «Транзит». Это некоммерческий фестиваль, который проводят Поморская филармония и Архангельский молодежный театр при поддержке областного Фонда развития культуры. О том, как организовать крупный фестиваль в небольшом городе, не ставя цели заработать на зрителе, «Бизнес-классу» рассказал продюсер «Транзита», директор Поморской филармонии Василий ЛАРИОНОВ.


– Нынешние крупные фестивали – «Транзит» и Music Weeks – проходят при поддержке областного Фонда развития культуры. Почему эти фестивали появились именно с открытием фонда? 

– Учреждения культуры – театры, библиотеки, филармонии, музеи – поддерживаются государством, а отдельные независимые культурные проекты – практически никем. Вот поэтому министерством культуры области в 2018 году и был создан фонд, основная задача которого – содействие некоммерческому и негосударственному искусству, а также независимому проектному сектору в сфере культуры. А фестиваль как платформа для этого подходит идеально.

Что касается «Транзита», это совместная идея Поморской филармонии и Молодежного театра Виктора ПАНОВА. Большинство затрат на фестиваль включено в субсидию на исполнение госзадания нашим учреждениям. Фонд при этом дает дополнительную, пока только организационную и техническую, поддержку. 

– Получается, можно размахнуться шире? 

– Да, но фестиваль – это очень затратно, особенно когда везем коллектив или артиста специально и только к нам в Архангельск. Красиво, эффектно, значимо для города, но дорого. Конечно, зарабатывать на фестивале можно. Но для меня государственные деньги – это прежде всего возможность сделать фестиваль доступным для зрителей. Если бы государство субсидировало, например, проведение у нас концертов Валерия МЕЛАДЗЕ, билеты стоили бы не пять, а полторы тысячи рублей. Однако я не уверен, что это правильный подход, когда речь идет о шоу-бизнесе.

Совершенно очевидно, что ни одно из коммерческих event-агентств и продюсерских центров не стало бы проводить в провинции такой фестиваль, как «Транзит», да еще и с демократичными ценами на билеты. Мы ведь везем не раскрученные имена, а сознательно выбираем тех, кого при иных обстоятельствах увидеть в Архангельске было бы невозможно. Однако стратегически для нас это все равно успешная история. За прошлый год во многом благодаря «Транзиту» и Music Weeks валовой доход филармонии вырос на 30%: возник мощный дополнительный объем крупных концертов. 

komanda_transit.jpg

– Бизнес помогает фестивалям? Есть меценаты? 

– Пока похвастаться особо нечем. Конечно, начиная с первого «Транзита», мы пытаемся найти меценатов и спонсоров. Но не слишком в этом преуспели. По моим ощущениям, местный бизнес поддерживает прежде всего тех, за кого просят власти, – влияет административный ресурс. Сейчас наши хорошие партнеры – гостиницы и рестораны: они дают отличные скидки на проживание и питание для гостей, чем очень нас выручают. 

– То есть это скорее малый и средний бизнес? 

– Да, причем именно в сфере обслуживания. Таким предприятиям выгодно расти за счет рекламы и пиара. Они себя показывают, повышают заполняемость, их логотип – на всех афишах. Бизнес, который живет за счет генерации потока клиентов, заинтересован в участии в фестивалях. Для больших предприятий это имиджевая составляющая, возможность влиять на культурное развитие региона. Видимо, им это не очень интересно. Но я вижу перспективы, крупный бизнес мы все равно в покое не оставим

Есть примеры фестивалей, которые преуспели исключительно благодаря большому бизнесу, по сути, даже стали фестивалями одного бренда. Скажем, появился фестиваль «Стереолето» в Питере – очень классный кейс. А банку «Тинькофф» как раз нужно было зайти в Питер. Основная целевая аудитория банка – молодежь и активные люди, которые как раз собирались на этом фестивале. И «Тинькофф», став главным партнером, перестроил и брендировал «Стереолето» под себя, даже название дополнил. Другая история – с «Альфа-банком». Они не стали брать готовый фестиваль, а создали свой с нуля: это Alfa Future People – одно из главных, уже мировых, событий в электронной музыке. 

– Вообще, само слово «фестиваль» становится модным в последнее время. 

 – Действительно, формат фестиваля стал очень востребованным. Любой уважающий себя регион хочет иметь свой крупный фестиваль, известный за пределами места проведения, а еще лучше – на федеральном уровне. В Перми это Дягилевский фестиваль, в Воронеже – Платоновский фестиваль. Оба развиваются благодаря инициативе и воле местных региональных властей, которые решили создать новые культурные бренды, магниты для туристов и «культурных паломников». Эти фестивали за короткое время стали явлениями всероссийского масштаба. Насколько я знаю, половина бюджета на культуру в Перми – это бюджет Дягилевского фестиваля. 

С Платоновским похожая история. Мы тоже к этому стремимся: вокруг «Европейской весны», «Пасхального фестиваля» и Фестиваля уличных театров можно выстраивать развитие фестивального движения в Архангельске. «Транзит» и Music Weeks – более правильные с точки зрения организации проекты: они дают эффект синергии, когда из одного центра идет управление финансовыми, творческими, техническими и маркетинговыми ресурсами. Архангельск не должен изобретать велосипед, для этого есть знакомые и любимые людьми события. 

– Как удается заманить в Архангельск тех артистов, которые раньше никогда не были в России? 

– Сейчас я делаю это неправильно, потому что делаю лично. По уму надо привлекать специалистов – арт-менеджеров с опытом программирования событий, профессиональных кураторов. Я же пишу всем артистам и их продюсерам сам, долго со всеми напрямую общаюсь. Правда, сейчас наконец стали появляться связи через людей, которые у нас уже были и которым Архангельск стал важен и дорог. Так вышло, например, с Николаем СОЛОДНИКОВЫМ («Ещенепознер»): я могу попросить его порекомендовать кому-то наши мероприятия, чтобы он рассказал, как здесь хорошо. 

 – В этом году на фестиваль «Транзит» приедут со всей Европы. Гонорар у наших артистов поскромнее, чем у западных? 

– Совсем не факт. Бывает так, что совокупный гонорар всех иностранных участников фестиваля меньше гонорара одного Дениса МАЦУЕВА. Что касается «Транзита», у нас действительно очень широкая география, и при этом все приедут из своих стран. Разве что американцы прилетят почему-то из Астрахани. Зато у них будет возможность узнать, что Астрахань и Архангельск – это все-таки два разных города. Шотландцы приедут из Эдинбурга и Лондона, французы – с Корсики… Основная часть расходов – билеты. Представьте, 10 человек – Barcelona gipsy Balkan Orchestra – привезти с музыкальными инструментами из Барселоны и отправить обратно... 

– По ходу нашего разговора понимаю: несмотря на то, что вы пришли в культуру из бизнеса, социальная сторона остается важнее? 

– Сейчас – да. Пока нас поддерживает государство, делаю то, что хотят люди. Это бизнес во всем, кроме денег. 

 – Если говорить про команду, кого вы привлекаете для работы над фестивалем? 

– Команда – это главное, то, с чего нужно начинать. Причем команда должна быть исключительно мотивированной, участникам должен нравиться проект, и они должны быть готовы к проектной работе. Мне очень импонирует мысль, высказанная нашим новым федеральным министром культуры Ольгой ЛЮБИМОВОЙ: министерство культуры – это продюсерский офис, управляющий тысячью разных проектов. Одни любят и умеют делать рутинную работу, вести процесс, а другие – проектную. Процесс – это когда ты изо дня в день повторяешь один и тот же рабочий алгоритм. Это очень нужный и важный тип работы – что бы мы делали без бухгалтерии, например? А есть люди, которым необходимы всегда новые, нетривиальные задачи. Поэтому и нужно привлекать для отдельных проектов людей с другим мышлением и другими навыками. Этим и хорош проектный менеджмент – он упорядочивает творчество. 

– Как сотрудники филармонии воспринимают проектную деятельность? 

– У них нет выбора. Если серьезно, это очень сложно, поскольку мы вынуждены жить в двух измерениях: для проектов мобилизуемся в отдельные команды, а в остальное время занимаемся рутинной работой и стандартными процедурами. Да и сама проектная деятельность – непростой и зачастую неблагодарный труд. Зрители видят лишь результат, вершину айсберга. Они не знают, скольких сил, пота и слез стоило достижение этого результата.

– А поподробнее про «слезы»? 

– Делая проект, ты не работаешь по казенному графику с 9.00 до 18.00, ты живешь в нем 24/7 – круглые сутки и семь дней в неделю. Светлая мысль может прийти и в три часа ночи. Ты должен вскочить, записать ее, чтобы потом поделиться с коллегами. На это очень легко «подсесть», особенно когда получается, когда ты доволен, команда довольна, город доволен, – хочется продолжать еще и еще.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей