Ольга ИСТОМИНА. Фото Екатерины Чащиной | 04.01.2024 16:46:54
Починить время в Зазеркалье вместе с Алисой, раскрыть преступление века с частными сыщиками Колобком и Булочкиным и узнать тайну волшебной лампы Аладдина можно на спектаклях архангельских театров. Представления для всей семьи продолжатся в театрах Архангельска до конца новогодних каникул, и на некоторые показы еще можно успеть.
Волшебная лампа и проделки времени – в Архдраме
Новогодние представления в театрах в этом году так или иначе связаны с чудесами. В Архангельском театре драмы главный режиссер Андрей Тимошенко поставил насыщенный визуальными образами спектакль с песнями и танцами «Волшебная лампа Аладдина» по мотивам арабской сказки из сборника «Тысяча и одна ночь», а в камерном пространстве Абрамовского зала появилась вольная фантазия о приключениях Алисы в Зазеркалье «Алиса и проделки времени» в постановке Петра Куртова.
В «Волшебной лампе Аладдина» центральные роли исполняют молодые актеры, с которыми зрители уже хорошо знакомы по последним премьерам театра драмы. В роли царевны Будур – Екатерина Зеленина, заточенного в лампе джина играет Артём Пребышевский, а самого Аладдина – Джамбулат Багов. Аладдин в его исполнении –своевольный и упрямый, но обаятельный юноша, готовый лететь навстречу приключениям и добиваться своего. Он стремительно перемещается по сцене, успевая продемонстрировать точную пластику и акробатические трюки, дающиеся ему как будто без малейшего напряжения. Неудивительно, что именно на этом герое сосредоточено внимание зрителей в течение спектакля.
Но в постановке много других любопытных персонажей, чьи образы созданы в первую очередь с помощью костюмов (художник по костюмам Ирина Титоренко). В массовых сценах на восточном базаре можно увидеть, например, водоноса, увешанного кувшинами, чайниками и бутылками (Тимофей Тихонов), торговца книгами со стопкой разноцветных фолиантов на голове (Алексей Ковтун), торговку тканями в шляпе-блюде, уставленном фруктами (заслуженная артистка РФ Людмила Советова), предлагающую яркие платки прохожим. Блестящие халаты и высокие расписные тюрбаны, шум и разноголосица восточного базара сменяются мистической атмосферой другого мира, когда Аладдин по заданию злого магрибинца ищет волшебную лампу, способную исполнять желания.
Появившийся из лампы джин (Артем Пребышевский) оказывается забавным существом с синими дредами на голове, разрисованным прихотливыми узорами торсом и рядами зеленых браслетов на шее и руках. Как выясняется, в лампе он живет не один, а со своим домашним питомцем сверчком, и вдвоем им до поры до времени вовсе не хочется покидать обжитое уютное место в своей лампе…
Наблюдателями и комментаторами происходящего в спектакле становятся два старца – аксакала Рахат и Лукум (Иван Братушев и Дмитрий Беляков), которые скрючившись выбираются на авансцену и сыплют шутками, каламбурами и восточными мудростями, развлекая публику в ожидании следующего поворота сюжета. Какие-то из них звучат как анекдоты, а некоторые оказываются точны: например, о том, что «дети больше похожи на свое время, чем на своих родителей». Кстати, маму Аладдина (которая готова явиться к самому султану, чтобы замолвить слово за сына) в спектакле энергично и азартно играет заслуженная артистка РФ Елена Смородинова.
Интересно, что решающая битва добра со злом происходит на шахматной доске, где действуют фигуры величиной с человеческий рост. Тема шахмат возникает в течение всей истории, но в кульминации из ежедневного развлечения превращается в метафору встречи черного и белого, темной и светлой стороны (совсем как в первой, самой волшебной части «Гарри Поттера»). Финал восточной сказки, конечно, счастливый – красивый и танцевальный, а повзрослевший за время испытаний Аладдин выходит в головном уборе из цветов под руку с царевной, настоящий «своей жизни господин», как поется в написанной для спектакля песне (тексты песен – Дмитрий Беляков).
В это же время в камерном пространстве наивная, но любознательная Алиса (Екатерина Калинина) пытается покорить время, которое перестало слушаться ее друзей в Зазеркалье. Вместо зимы здесь вдруг наступает лето, осень сменяется весной, а новости из газет ударяют прямо по голове своим читателям. Обаятельные персонажи, хорошо знакомые по сказке Льюиса Кэрролла, помогают Алисе справиться с неразберихой, к которой они уже почти привыкли. Среди них – Безумный Шляпник (Константин Мокров), Мартовский заяц (Александр Зимин) и Чеширский кот (Павел Каныгин).
В самом пространстве, где они обитают все перевернуто с ног на голову – на небе перевернутые зонтики, которые не защищают от дождя, а сами становятся разноцветными тучками, из которых брызжет вода. Вместо стола, на котором за печатной машинкой работает, не жалея своих сил, вечно занятая газетная женщина (Мария Новикова) – перевернутая телефонная будка, из которой никому не дозвонишься.
Из других предметов в перевернутом мире – только синие стулья с высокими спинками разной высоты, на которых можно не только сидеть, но и взбираться вверх. Причиной всех бед, как уверяют Алису, стал Бармаглот (Олеся Гаврилова), которого она решает во что бы то ни стало найти… Странные персонажи и комичный ситуации сменяются на пути девочки, словно картинки в калейдоскопе, но одной из самых ярких сцен становится встреча с гигантским Шалтай-болтаем (Александр Субботин), которого надо непременно «сдуть», и тут для помощи в этом деле подключают и зрителей. И эти приключения, конечно, завершаются благополучно для всех героев, а время приходит в норму и больше никого не сбивает столку.
Неотложный Пункт Добрых Дел – в Молодежном театре
В декабре Архангельский молодежный театр вернулся в свой дом, особняк Ренни-Шарвина на Логинова, 9 после ремонта, который продолжался несколько месяцев. Первой премьерой в обновленном здании стало новогоднее представление «Колобок идет по следу» по повести Эдуарда Успенского «Следствие ведут колобки».
Режиссер Филипп Шкаев представил известных по книгам и мультфильмам героев в образах детективов, которые словно вышли из голливудских криминальных драм прошлого века – в стильных тренчах, шляпах и темных очках. Шефа Колобка обаятельно сыграла Анастасия Хуртай, а его исполнительного и скрупулезного коллегу Булочкина – Марина Земцовская. Колобок и Булочкин – частные сыщики из Неотложного Пункта Добрых Дел, которые готовы броситься по следу преступника и раскрыть самое запутанное дело, даже если это самая настоящая тайна века.
В представлении – три «художественных спектакля», и каждый из них подчеркнуто артистично объявляет конферансье мистер Титр (Анастасия Полежаева), что тоже отсылает к титрам художественных ретро-фильмов. Зрители увидят три «дела», в которых предстоит разбираться Колобку и (по большей части) Булочкину.
В первой они будут расследовать пропажу мальчика Лёши (Вячеслав Кривоногов), которого чрезмерно опекает его бабушка гражданка Четверухина (Евгения Плетнева), с помощью жесткой дисциплины и занятий на множестве кружков мечтающая вырастить из него гордость страны, а может быть и всего человечества. Четверухина в ярком красном костюме, с размазанной вокруг губ красной помадой и неуемной, почти разрешительной энергией даже взрослого человека слегка пугает. Неудивительно, если от такой «заботы» мальчику захочется просто-напросто сбежать, и никакие «летающие чайники» здесь будут ни при чем…
Вторая история – «дело» о похищении ста пачек мороженого, о котором сообщила в Неотложный Пункт Добрых Дел эксцентричная продавщица мороженого, подозрительно похожая на инопланетянина своими серебристыми рожками на голове (Мария Гирс). Звонок красной телефонной трубки, на который не мог не ответить шеф Колобок, очень расстроил его коллегу Булочкина – ведь он уже считал минуты до долгожданного отпуска. Но работа есть работа, и ответственный сотрудник бросается на раскрытие нового преступления с почти звериным энтузиазмом – даже не жалея собственного здоровья во время следственного эксперимента по поеданию мороженого.
Интересно, что тема эмоционального выгорания на работе возникает в детских спектаклях, и маленькие зрители уверенно поддерживают Булочкина из зала: идти в отпуск, и не на несколько дней, а сразу на год! Дело о пропаже мороженого все-таки будет раскрыто, после чего случится побег из тюрьмы охотника за собаками Дебиленко, врывающегося на сцену в мохнатых меховых штанах и распугивая всех своим криком (Виктор Мушковец). Но в этой истории герои впервые попробуют справиться без него. Участвуют в следствии и полицейские, которые ничего не могут раскрыть, причем старший из них недвусмысленно носит меховую шапку с маленькой собачкой в виде украшения (заслуженный артист РФ Илья Глущенко).
Спектакль молодежного театра о сыщиках получился музыкальным и динамичным, по своей лаконичной манере напоминающим театральный комикс, в котором есть увлекательный сюжет и шутки для детей и смыслы, которые считают взрослые зрители. В каждой из частей появляется множество персонажей в исполнении нескольких актеров, успевающих быстро менять образы – из детей превращаться в докторов, прохожих, учителя, музыканта, корреспондента и даже собаку (Александр Берестень, Анастасия Полежаева, Ирина Булыгина). Персонажи при этом получаются узнаваемыми, но немного абсурдными – дети, например, появляются в советских карнавальных масках (луковка-Чиполино, кот и лиса), как будто «грабители понарошку».
Но главное, что «коллега» Булочкин в финале истории отправляется не в отпуск, а за исполнением собственной, не навязанной кем-то «взрослым» и все знающим, мечты.