Сергей ИВАНОВ. Фото: Алексей Липницкий | 16.01.2015 07:06:23
Краевед Анатолий КАРАНИН планирует поднять церковный колокол с затонувшего в 1749 году линейного корабля «Варахаил». Артефакт должен доказать, что обнаруженный несколько лет назад на дне Северной Двины корабельный остов принадлежит именно этому паруснику. Раскрыть тайну гибели линкора помогла обнаруженная в дельте реки ловушка, где возникает кольцевое движение воды...
«Варахаил» - 54-пушечный линейный корабль, построенный на Соломбальской верфи Архангельска. Длина линкора составляла 43 метра, ширина - 11. В первый же день свободного плавания это могучее судно потерпело крушение: на самом выходе из Северной Двины парусный корабль накренился и опрокинулся набок.
Катастрофа унесла жизни 28 человек. Кого-то придавило чугунными пушками, кто-то утонул, кого-то накрыло парусами. На шлюпках оставшиеся моряки перебрались на остров Голец, а оттуда в Архангельск...
Тогда спасательной операции помешала непогода, а потом во время шторма корпус корабля сдвинулся на более глубокое место и скрылся под водой. В советское время попытки найти корабль не увенчались успехом. И лишь несколько лет назад появилась надежда, что судно все-таки обнаружено. Дело в том, что поисковой группе Анатолия Каранина открылась природная ловушка в дельте Северной Двины, перед самым выходом в Белое море. Этакий Бермудский треугольник, где возникало кольцевое движение воды, стал причиной гибели десятков кораблей. Так, осматривая обломки большого парусного судна, искатели нашли следы голландского корабля. Как полагают ученые, именно он навредил русскому линкору.
Сейчас к исследованиям подключилось минкультуры области. Готовится документация, позволяющая проводить дальнейшие работы. Увы, ожидания, что корабль хорошо сохранился и его можно поднять, не оправдались. Сильнейшее течение - до двух метров в секунду - и постоянные подвижки глинистого грунта в этом месте мало что оставили от «Варахаила».
«Но с помощью специальных видеокамер в предполагаемой зоне нахождения походной корабельной церкви мы обнаружили бронзовый колокол весом от 160 до 200 кг, – рассказывает Каранин. – На нем может быть название корабля, дата отливки или изображение архангела Варахаила. В марте, работая видеокамерами со льда, планируем уточнить месторасположение колокола и поставить притопленные буи, чтобы их не снесло ледоходом. Ведь в наших природных условиях, чтобы найти что-то на дне, надо спускать водолаза непосредственно на объект. Иначе даже находясь в метре от артефакта, его можно не заметить. А летом профессионалы-водолазы постараются поднять колокол. Это чисто техническая задача».
В исследованиях по «Варахаилу» Каранин готов принять любую помощь официальных научных кругов, но сомневается, что ее получит. Работать бесплатно в суровых северных условиях, без опыта и наличия специализированного оборудования – желающих нет.
Артефакт передадут в краеведческий музей. Как говорит Каранин, корабельных предметов тех времен в области не сохранилось. А копию колокола планируется подарить музею Беринга в Дании.
Дело в том, что капитаном «Варахаила» был Мартын ШПАНБЕРГ (1692-1761 гг.), опытнейший моряк, бывший в свое время третьим человеком в экспедиции БЕРИНГА. После крушения судна он был сослан на галеры, но вскоре помилован, ведь обстоятельства гибели парусника комиссии выяснить так и не удалось.
Каранин надеется, что колокол с затонувшего судна поможет получить согласие датских властей на экспертизу останков родственников российского императора Иоанна VI. В Дании похоронены братья и сестры Иоанна VI, свергнутого императрицей Елизаветой в малолетнем возрасте.
Напомним, в Холмогорах были обнаружены, как полагают ученые, именно его останки, хотя официальное археологическое сообщество эту гипотезу подвергло сомнению.
«Сопротивление московских археологов связано с непониманием того, что, прежде чем объявить в 2008 году о нашем открытии, мы направили останки на судебно-медицинскую экспертизу в Москве, – объясняет суть конфликта Анатолий Каранин. – Она шла два года, и эксперты не нашли признаков противоречия нашей гипотезе о принадлежности останков Иоанну VI. Но для ее подтверждения все требуют экспертизы ДНК. А с кем сравнивать? Линия Брауншвейгского семейства прервана. Родные братья и сестры Ивана Антоновича умерли в Дании бездетными. С тех пор прошло много времени, поэтому вероятность точности экспертизы ДНК очень мала».
Кстати, недавно в продажу поступило второе издание книги «Находка в Холмогорах: от версии до экспертизы». Это научный сборник статей и документов под редакцией заслуженного деятеля науки РФ, профессора Владислава ГОЛДИНА, подтверждающих версию о захоронении останков Императора не в Шлиссельбурге, а в Холмогорах. Статьи предоставили историк Леонид ЛЕВИН, археолог Алексей ЕДОВИН, краевед Анатолий КАРАНИН, антрополог Виктор ЗВЯГИН.
В издание вошел и акт судебно-медицинской экспертизы Российского центра судебно-медицинских экспертиз по исследованию останков, найденных в Холмогорах в 2008 году.
«Это уникальное издание, – говорит секретарь попечительского совета Фонда исторического наследия «Император», который выпустил эту книгу, Владимир СТАНУЛЕВИЧ. – Оно не утверждает версию захоронения Иоанна в Холмогорах, а привлекает внимание к ней. Впереди дальнейшие научные исследования. Мы согласовали программу археологических изысканий с Институтом археологии РАН. Можно сказать, что у нас закончился этап краеведческой работы и начался археологический. К сожалению, археологов в области всего несколько человек. Кому-то из них эта тема неинтересна, кто-то, вовремя не сдав отчет, попал в «черный список»… В общем, без помощи московских археологов, но в тесном сотрудничестве с местными краеведами, не обойтись».