Людмила СЕЛИВАНОВА Фото Алексея Липницкого | 24.08.2020 01:04:05
Морской культурный центр может стать живой достопримечательностью Архангельска, а на Красной пристани появится яхт-клуб. Центр займет здание бывшего морского-речного вокзала, и главным его «обитателем» и оператором станет Северный морской музей. Директор музея Евгений ТЕНЕТОВ рассказал «Бизнес-классу» об этой концепции.
Дорожная карта реновации здания морского-речного вокзала и превращения его в Морской культурный центр появилась благодаря петербургской архитектурной студии ORCHESTRA DESIGN. Но не без участия музея: именно по его инициативе теперь замыслы вполне могут обрести реальные черты. Тем более что временно исполняющий обязанности губернатора Архангельской области Александр ЦЫБУЛЬСКИЙ благосклонно отнесся к идее и предложил подготовить этот документ.
Архитектурная студия, которая представила проект реновации, работает не только в России, но и в странах Европы.
«Самый громкий ее проект – творческий индустриальный кластер «Октава» в Туле, совмещающий креативное пространство и Музей станка, – рассказывает Евгений Тенетов. – Студия занимается набережными в Казани и в нескольких приморских городках Франции, то есть имеет опыт как раз в нужном ключе».
По задумке авторов, центр должен включать смотровую площадку, Арктический ботанический сад на крыше, открытую морскую экспозицию, сувенирный и книжный магазин, конференц-зал, который можно будет использовать как кинотеатр, рыбный ресторан с традиционной кухней, мастерские для судомоделистов, игровые площадки и, конечно, Северный морской музей.
Так может выглядеть Морской культурный центр в представлении авторов проекта. В реконструкцию здания предполагается вложить не менее 500 млн рублей. Основные работы запланированы на 2021-2023 годы.
«Морской центр – открытое современное общественное пространство со множеством вариантов активности для всех возрастов, – поясняет Евгений Тенетов. – Одно из самых красивых и брендовых зданий города должно зажить новой красивой и органичной жизнью».
Здесь продолжат работу действующие причалы и, возможно, от них отправятся в рейс речные экскурсии. Таким образом, замысел будет соответствовать запросам горожан и туристов, поскольку представит главные ожидания от города – это, прежде всего, первый порт России, море и корабли, считает Евгений.
«Почему я уверен, что идея создания морского центра в здании вокзала абсолютно логична и в моем представлении видится идеально? Здание знаковое, выполнено в форме корабля, а его изображение напечатано на 500 рублях и потому известно россиянам и иностранцам. Собственно, пятисотрублевка – это главный туристический буклет Архангельской области, – рассуждает он. – Само здание – качественное с точки зрения архитектуры, оно живое, с потрясающим видом на Северную Двину, рядом причалы. И размещать там спортзал, кинозал, банк или бизнес-центр просто чудовищно. Стоило ли для этого его выкупать в казну? Да, есть люди, которые, стуча кулаком по столу, говорят: «В вокзале должен быть вокзал!» Но проект может включить в себя размещение элементов вокзала».
Сейчас в областном центре нет пассажирского морского сообщения, а речной вокзал планируют открыть уже следующим летом и в другом месте. Так что если каким-то чудом пассажирское морское сообщение возобновится, новый речной вокзал сможет взять на себя эти функции.
«Большого объема таких перевозок уже не будет никогда – нет потребности, поскольку развиты автомобильные трассы, есть железная дорога. Конечно, не хватает теплоходов до Соловков, но не строить же для этого вокзал. Что он будет делать девять месяцев в году? В Советском Союзе были планово-убыточные перевозки, но при рыночной экономике такое не возобновится», – уверен Евгений Тенетов.
А следование мировым культурным традициям, по его мнению, – один из выигрышных вариантов: «В Европе практически в каждом уважающем себя портовом городе морской музей превращен в многофункциональный культурный центр, который как раз отвечает за идентичность».
К тому же у Архангельска появится возможность взять реванш в морской тематике с точки зрения позиционирования в Арктике. Представим наилучшее развитие событий: поскольку Северному морскому музею предстоит переезд, его здание и территорию может освоить яхт-клуб.
«Это была бы потрясающая история – здесь живая марина, а у Архангельского яхт-клуба нет ни задания, ни причала. Есть зависшая, многолетняя проблема. Между тем наш яхт-клуб, основанный в 1911 году, один из старейших в России. При благоприятном стечении обстоятельств мы получаем возможность серьезного, полноценного развития яхтенного туризма», – полагает директор музея.
На его взгляд, странно, когда прибывшие в Архангельск маломерные суда лишены достойного места базирования: «Яхтсмены потрясены, что в первом морском порту России невозможно толком ошвартоваться. В Норвегии, например, они в каждой деревне могут получить воду, душ, электричество, питание, а у нас нет возможности даже кинуть швартовы, элементарно нет кнехтов».
Однако, кажется, впереди появился маяк. Создается дорожная карта, расписанная по этапам до 2025 года. На первом этапе Северный морской музей должен получить в управление здание бывшего вокзала и стать его оператором. Вот тогда можно приступать к работе, привлекать бизнес и проектировщиков. После оценки стоимости площадей их сдадут в аренду, но с определенным обременением. К примеру, там не может появиться точка фаст-фуда – только ресторан, ориентированный на местную кухню, книжный и сувенирный магазины с морской тематикой. А тундровыми растениями в саду на крыше могут заняться ученые и студенты Северного Арктического федерального университета.