ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Пятница, 11 октября, 2024 17:20

Буковка к буковке: авторы «Ключа от лабиринта» рассказали «БК» о создании романа


Мария ДЕНИСОВА. Фото Ирины Дейнеко и Алексея Липницкого. Иллюстрации Александра Тярина | 14.03.2023 09:29:00
Буковка к буковке: авторы «Ключа от лабиринта» рассказали «БК» о создании романа

Среди победителей конкурса Президентского фонда культурных инициатив в тематическом направлении «Культурный код. Проекты по продвижению через культуру и креативные индустрии традиционных духовно-нравственных ценностей» 2022 года – добровольное культурно-просветительское общество «Норд» с проектом «Российский культурный код: в поисках Смыслов». Изданный в рамках проекта роман «Ключ от лабиринта» вошёл в двадцатку самых объёмных произведений мира. Авторы художественно-исторической пятилогии Пётр ОВСЯНКИН и Марина АНАНЧЕНКО рассказали «Бизнес-классу» о том, с чего начался их труд.


«Ключ от лабиринта» – роман о выдающихся деятелях российской истории и культуры – состоит из пяти книг, каждая из которых может читаться как отдельное произведение. В то же время книги связаны одной темой и несколькими сюжетными линиями. Все герои романа отвечают на вопрос «В чём смысл моей жизни?»

labirint_key_2.jpgОтвечают они на него по-разному: свт. Димитрий Ростовский – с точки зрения писателя, Пётр I – государя-реформатора, Елена Ломоносова – женщины и матери, Михаил Ломоносов – великого учёного. В последнем томе на этот вечный вопрос отвечают уже наши современники, а в итоге и сами читатели смогут сформулировать для себя верный ответ.

Перед Петром Овсянкиным и Мариной Ананченко стояла задача стимулировать интерес читателей к известным историческим личностям. Обычно в литературных произведениях и киноиндустрии больше внимания уделяется жизни Михаила Ломоносова как известного учёного, а в «Ключе от лабиринта» история жизни нашего земляка изложена в двух томах, первый из которых полностью посвящён девятнадцати годам его жизни именно здесь, на родине.

О Елене Сивковой-Ломоносовой, его матери, художественных произведений нет вовсе, а о Димитрии Ростовском в школьной программе упоминается лишь вскользь, поэтому «Ключ от лабиринта» позволяет не только углубить имеющиеся знания, но и приобрести новые, за что авторов уже неоднократно благодарили читатели.

«Побег» в деревню

Работа над серией книг началась пять с половиной лет назад. Пётр Овсянкин и Марина Ананченко – в прошлом руководители одного из базовых педагогических колледжей России – до 2017 года возглавляли Интеллектуальный центр – научную библиотеку САФУ имени Е. И. Овсянкина. По словам супругов, они долго мечтали о том, чтобы уйти на пенсию. Однако получилось это у них только со второй попытки.

«В пятницу, около пяти часов вечера, когда до конца рабочего дня оставались считанные минуты, мы положили на стол главбуха два заявления. После этого отключили телефоны, а на­утро сели в машину и уехали в деревню. На следующий же день закрылись переправы, пошёл паводок. Ни по телефону, ни физически достать нас было уже невозможно», – рассказал Пётр Овсянкин.

Однако спокойно и безмятежно на долгожданной пенсии супругам удалось отдохнуть всего двенадцать месяцев – с марта 2017 по март 2018 года. Вспоминают, что это был самый счастливый год их жизни. А после, как говорят в сказках, в один прекрасный день им совершенно неожиданно пришла идея: написать роман.

ovsyankiny.jpg

.

План «Ключа от лабиринта» был составлен сразу, на двух склеенных вместе листах, от первого и до последнего тома, с пересечениями линий героев и главных действующих лиц, с датами и событиями. Действие романа начинается в декабре 1651 года и продолжается вплоть до наших дней. Идея состояла в том, чтобы провести читателей по страницам с XVII века до 28 октября 2022 года и завершить последний, шестой том событиями, которые происходят в библиотеке пединститута – ныне САФУ.

Интересно, что прежде супруги никогда не задумывались над сюжетом какой‑либо художественной книги и до этого времени никогда не писали ничего подобного. Пётр Овсянкин и Марина Ананченко – кандидаты философских наук, историки. У них есть научные публикации, но язык художественных произведений совершенно другой, состоящий из ярких образов и деталей. Художественные произведения создаются для того, чтобы их многократно перечитывали.

Супруги начали работу над романом, которая продолжалась три года, одиннадцать месяцев и двадцать восемь дней – то есть без двух дней ровно четыре года. По их словам, работали так, как не работали, наверное, никогда в жизни. Такой супружеский тандем писателей – редкость. Известны истории, когда творческие люди вступали в брак, но немногие из них повествуют о том, как супруги творят вместе, создают общие произведения. Когда Пётр Евгеньевич и Марина Юрьевна приступили к роману, на двоих им было сто одиннадцать лет, и работали они на двоих по двадцать, а то и по двадцать четыре часа в сутки.

«Всего в романе девятьсот пятьдесят героев, и жизнь каждого мы прожили. Когда ты пишешь художественное произведение, герои постоянно с тобой – они «стучат», «ходят», «говорят»… У кого‑то костылик сломался, колесо у кареты поехало не в ту сторону…» – рассказывает Пётр Овсянкин.

Над всеми томами романа, за исключением одного, супруги работали в деревне Фёлово Холмогорского района, где зимой из всех жителей оставались только они. Для Петра Овсянкина и Марины Ананченко это стало изумительным вариантом – вдали от звуков Архангельска и городских дел ничто не могло их отвлечь…

Помощники и критики

«Эти четыре года мы жили почти затворниками. Спасибо землякам за помощь – видя, что люди работают, они и рыбу приносили, и ягоды. Соседи нам помогали, а мы давали им читать наш роман. Они советовали, как написать лучше», – продолжает Пётр Овсянкин.

labirint_key_1.jpgПомощников было много, не только односельчане. Около пятидесяти консультантов по всей России подсказывали авторам, как сделать роман более точным с исторической точки зрения. Всего в шести томах насчитывается 1968 ссылок.

Спустя три года работы над романом Пётр Овсянкин и Марина Ананченко заново применили принцип, которого придерживался ещё отец Петра Евгеньевича. Евгений Овсянкин, написав статью, прежде чем издать её, отправлял специалистам. Люди читали, посылали свои отзывы, а он смотрел, исправлял. Публиковал только после такой проверки.

Через социальную сеть «ВКонтакте» авторы «Ключа от лабиринта» начали предлагать людям почитать их роман и поделиться своей реакцией. К моменту, когда книги были изданы, таких читателей уже было около шестисот человек по всей России. Кто‑то из них прочёл отдельные главы, а кто‑то – всю пятилогию в шести томах целиком.

«Когда работали над романом, мы отдавали главы «на пробу», чтобы люди могли подсказать, прокомментировать, а теперь они уже анализируют полное завершённое произведение», – отмечает Марина Ананченко.

Самыми ценными авторы считают отклики о романе именно «непрофессиональных» читателей. Эти отзывы могут быть написаны коротко, простым языком, но у обычных людей особое отношение к книге, и именно они являются главными читателями «Ключа от лабиринта». Вступительную статью в начале первого тома также писали они.

Выход в свет

Два месяца ушло только на то, чтобы решить, как расположить на страницах книги текст, с какими внешними и внутренними отступами, междустрочными интервалами, размерами заголовков и прочими тонкостями, которые влияют на восприятие читателей. К выбору шрифта подошли не менее ответственно – он должен был обязательно соответствовать настроению написанного. На каждую иллюстрацию известный мезенский художник Александр Тярин тратил до месяца работы. В итоге Пётр Евгеньевич и Марина Юрьевна добились желаемого: книги выглядят так, что их хочется держать в руках.

«Мы сложили четыре свои пенсии, и нам напечатали сто пятьдесят книг. Когда книги уже были на складе, через сеть «ВКонтакте» объявили их продажу, зная, что многие из наших шестисот читателей хотели бы приобрести их. Прождали час, но не получили ни одного отклика. В полном расстройстве пошли пить чай, а когда вернулись – все книги уже были проданы. Они «ушли» за восемьдесят минут», – вспоминает Пётр Овсянкин.

На первой официальной презентации «Ключа от лабиринта», состоявшейся 28 октября 2022 года в актовом зале Интеллектуального центра – научной библиотеки САФУ, авторы объявили аукцион. Кстати, аукцион описан в шестом томе, так что на презентации читатели смогли почувствовать себя героями книги. Начались торги с 4800 руб­лей, а ушло произведение за семнадцать тысяч.

readers.jpg

.

Не только книга

В марте 2022 года Пётр Евгеньевич и Марина Юрьевна узнали, что выиграли грант Президентского фонда культурных инициатив. Проект «Ключ от лабиринта» включает в себя креативные технологии, благодаря которым художественный текст в книгах «оживает»: QR-коды ведут к специально разработанному сайту ключотлабиринта.рф, к иллюстрациям, к образам дополненной реальности, спроектированным в Digital-агентстве F5. В сообществах в соцсети «ВКонтакте», где размещены фрагменты книг и информация об авторах и героях, посетителей встречает робот-библиотекарь. По мотивам романа и на основе экспонатов организован исторический квест в Архангельском краеведческом музее.

Уже в этом месяце начнётся аудиозапись по первым главам книги «Государев дар». Эту книгу также переведут в формат для слабовидящих и разошлют в библиотеки для слепых по всей стране. В проект вошли и съёмка панорамного видеоролика в краеведческом музее, и спектакль по пьесе о Михаиле Ломоносове. Премьера театральной постановки состоится 29 апреля на сцене Архангельского колледжа культуры и искусства. Читатели произведения также активно продвигают идею создания художественного фильма по мотивам романа.

Презентации художест­венно-истори­чес­кого романа проходили в разных форматах, и каждый раз людей было так много, что приходилось приносить дополнительные стулья. По условиям гранта посетить презентации должны были 600 человек, но сейчас их уже почти 1300. К слову, зачастую зрители приходят вовсе не затем, чтобы послушать авторов «Ключа от лабиринта», а чтобы посмотреть на их кота Буковку, который является героем полюбившегося романа. Впервые кот появляется в первом томе и получает у монаха-переписчика имя Буковка, потом – в шестом, где проявляет себя… не с очень хорошей стороны…

bukovka-cat.jpgВ книге «Государево слово» Буковка запечатлён на иллюстрации, а его объёмное изображение вместе со святителем Димитрием Ростовским можно посмотреть со всех сторон, отсканировав QR-код.

Настоящий Буковка очень талантлив и любит знакомиться с читателями романа, он постоянно готов выступать перед публикой и наслаждается вниманием поклонников. Когда Петру Овсянкину и Марине Ананченко звонят с приглашением на очередное мероприятие, Буковка сразу же бежит к своей переноске, готовый хоть тотчас же отправляться в путь.






Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей