Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА | 09.12.2011 11:02:43
Приватизация Архангельского тралового флота, последнего в своем роде государственного предприятия, должна была состояться не позднее декабря 2011 года. Покупатель акций назывался еще летом: компания «Русское море», чьи интересы далеки от промысла в океане и связаны в основном с рынком продуктов питания. Однако осенью Росимущество загадочно замолчало. Стараясь не зацикливаться на вероятных переменах, АТФ на свой страх и риск штурмует африканские берега.
Триллер с переименованием
Буквально несколько недель назад для АТФ благополучно завершился «триллер с погонями», начавшийся еще в 2001 году. Тогда ФГУП «Архангельская база тралового флота» отдало в аренду панамской компании три лучших траулера, построенных в начале 90-х. Вскоре в территориальных водах Мавритании суда были арестованы по сфабрикованному иску: на АТФ пытались «повесить» долг в $13 млн. По липовой доверенности траулеры оказались в руках дельцов с весьма сомнительной репутацией. Ходили разговоры, что у лидера последних - предпринимателя Абасса БУГУРБАЛЯ - имеется именитая «крыша» в России.
Судебные тяжбы в четырех странах продолжались несколько лет. Все это время мошенники таскали архангельские траулеры по укромным бухтам и довели их до состояния запущенных ржавых посудин.
«В итоге мы смогли доказать, что суда были отчуждены незаконно, снова подняли на них российский флаг. Пытались добиться и экстрадиции Бугурбаля в Россию, но столкнулись с сопротивлением испанского Интерпола. Что тут скажешь, Бугурбаль — очень богатый человек», - рассказывает генеральный директор ОАО «Архангельский траловый флот» Юрий НИКУЛИН (на снимке).
Просто закрашивать ржавчину на относительно новых траулерах не имело смысла: АТФ решился взять крупный кредит в 20 млн евро и переоборудовать суда для прибыльных походов на международный рынок.
«Кредит посильный — с отсрочкой на пять лет, пока по нему мы платим только проценты. При этом у «Капитана Кравченко», к примеру, после модернизации производительность увеличилась до 230 тонн при паспортной в 75, а расходы на содержание отстались те же. Два «пленника» уже на промысле, третий выйдет в январе. Теперь это флагманы нашего флота, за счет которых мы надеемся вывести из оборота убыточные суда и решить некоторые проблемы предприятия. Кстати, все три траулера пришлось переименовать (с соблюдением юридической процедуры) — кто знает, какие «подвиги» за ними числятся по тем годам, когда они были в руках мавританцев?» - продолжает директор АТФ.
Построю то, не знаю что?
Детективная история не помешала АТФ освоить предоставленные на 2011 год квоты — это порядка 85 тыс тонн рыбы. Ценовая конъюнктура была неплохая: почти весь улов уже продан, преимущественно на российском рынке, как «велит партия и правительство».
«Долгов по заработной плате у нас нет, шатания в коллективе прекратились. В тяжелые для предприятия годы (финансовое оздоровление едва не обанкротившегося АТФ закончилось в 2007-м) некоторые наши моряки в поисках счастья дошли аж до Камчатки. Но когда оттуда вернулись, радовались, что хоть на обратную дорогу деньги остались. Насколько я знаю, с ними даже полностью не рассчитались. Сейчас, опять же со слов моряков, зарплата в Архангельском тралфлоте стала выше, чем даже в приватизированном Мурманском», - говорит Юрий Никулин.
Кстати, о приватизации. Потенциальным покупателем акций АТФ считается «Русское море». Чтобы подтвердить серьезность своих намерений, на выставке «Нева—2011» (20-23 сентября) компания демонстративно подписала с Объединенной судостроительной корпорацией договор о строительстве десяти траулеров — как бы для архангельского предприятия.
«Я присутствовал при этом и задал вопрос: «А какие корабли вы собираетесь строить?» Не знают. А где тогда ловить собираетесь? Траулер изначально, еще на этапе строительства должен быть ориентирован на работу в южных или северных широтах, в прибрежной зоне или в открытом океане... В общем-то мы уже работаем с «Русским морем» - они у нас рыбу покупают. Но пока такие ответы вызывают еще больше вопросов», - рассуждает директор АТФ.
Приватизация Мурманского тралфлота, к слову, закончилась далеко не блестяще. Для снижения налоговой нагрузки предприятие поделили на четыре, владельцы меняются... АТФ, находясь в неведении относительно своей дальнейшей судьбы, надеется хотя бы на то, что основная база предприятия останется в Архангельске.
Африканский передел
Кишащая рыбой, деньгами и темными историями прибрежная зона Африки сейчас что-то вроде Клондайка на этом рынке. Островком цивилизации и легальной торговли считается Намибия — бывшая колония Германии. В советские годы на этой территории большой вес имело специально созданное предприятие «НамСов», приватизированное в начале 90-х. Сейчас им владеет гражданин ЮАР Ян Арнолд — Россия момент упустила.
«Мы внимательно следим за передвижениями Арнолда. У берегов Намибии сейчас два судна АТФ, и есть основания полагать, что нам вставляют палки в колеса. Кстати, одна из первых поездок Дмитрия Медведева в статусе Президента РФ была как раз в Намибию. Помимо всего прочего, обсуждались и рыболовные дела: президент Намибии просил Россию вернуться в их экономическую зону и «разбавить» представительство ЮАР. Они и сами опасаются манеры местных предпринимателей вести дела», - поясняет Юрий Никулин.
Официального «рыбного» соглашения между Намибией и Россией до сих пор нет: АТФ работает в этом нестабильном регионе на свой страх и риск. Ближайшая встреча на уровне правительств двух стран намечена на начало 2012 года.
Возить рыбу из Намибии в Россию невыгодно. Часть добытого АТФ уходит в Анголу, часть скупает английская транспортная компания «Джимар». По неофициальным данным, чистая прибыль архангельского предприятия на этом рынке может достигать $1 млн в год.
«Конечно, мы рассчитываем там закрепиться. Кроме того, мы подали заявку на возвращение предприятию двух «линеек» в марокканской зоне, присматриваемся к Перу. Одновременно достраиваем новый холодильник на 3 тысячи тонн рыбы в Архангельском порту, планируем строительство нового цеха переработки. В мире мало компаний, обладающих таким флотом и таким объемом квот, как у нас», - подводит итог директор АТФ.