Андрей САХАРОВ. Фото: Николай Гернет | 14.09.2012 05:43:31
Парк аттракционов Архангельска «Потешный двор» стал победителем смотра-конкурса «Хрустальное колесо», который ежегодно проводит Союз ассоциаций и партнеров развлечений (НП «САПИР») – объединение профессионалов парковой индустрии отдыха в России. «Потешный двор» отмечен в номинации «Лучший парк развлечений с количеством посетителей от 100 тысяч до 250 тысяч человек в год».
Жюри оценивало эффективность управления, качество культурно-досуговой работы, художественно-тематическое оформление территории парка и безопасность эксплуатации аттракционов. С 2005 года развитием парка занимается известный в Архангельске предприниматель, депутат городской Думы Владимир ХОТЕНОВСКИЙ, с которым мы поговорили о перспективах работы муниципального учреждения.
– Владимир Сергеевич, вы сменили директора МУК «Детский парк» Юрия ДАНИЛОВА в 2005 году после финансовых претензий к его работе со стороны мэра Александра ДОНСКОГО?
– Детский парк не финансировался из бюджета с начала 90-х годов прошлого века. Он все последние годы находился на самоокупаемости. Не секрет, что я тогда занимался игорным бизнесом и возглавлял профильную ассоциацию. В то время это была законная, лицензированная деятельность. Но началась кампания против игровых автоматов, все стали клеймить этот бизнес. Тогда я решил взять на себя «социальную нагрузку» – детский парк, тем более что игровое и развлекательное оборудование – это одни и те же производители и поставщики. Меня в этой сфере уже хорошо знали и доверяли: новые аттракционы отдавали в долг, под честное слово…
– Мне все равно непонятно, зачем бизнесмену усложнять себе жизнь «социальной нагрузкой» подобного рода…
– А вы сходите в парк – и получите такие эмоции, которые нигде больше не возникнут. Я сам иногда работаю в качестве контролера аттракциона, настолько интересно наблюдать за родителями и детьми.
– Став директором парка, что сразу поменяли в его работе?
– А как это сразу поменять? Древние аттракционы на новые и дорогие? Если говорить об управленческих решениях, то парк теперь встречает горожан с мая по сентябрь без выходных. Летом работаем с 11.00 и до 21.00 без обедов. Дополнительно к билетам ввели продажу расчетных пластиковых карточек. С картой не надо постоянно бегать к кассе, покупать целую стопку билетов, а потом путаться в них. Положив на карточку любую сумму, посетители выбирают, когда, в какой последовательности и на каких аттракционах кататься. В первый год продажа карточек составила 5% от общего оборота, затем – 15%... В этом году их продажи еще не подсчитывали.
– Как выбираете — какой аттракцион стоит купить?
– Не с бухты-барахты… Список «желательных» аттракционов был составлен еще в 2006 году. Думали купить их за один год, но оказалось, что экономика предприятия этого не потянет, кредиты дорогие… Вот и берем аттракционы в долг, с рассрочкой выплат. Конечно, если под аттракцион требуется большая площадь, то такой вариант даже не обсуждается. На всех приобретаемых аттракционах предварительно сами катаемся, проверяем рекомендации других парков развлечений.
Стоимость аттракционов начинается от 100 тысяч евро. В 2007 году мы поставили новое колесо обозрения, за которое рассчитывались два года. После этого ко мне пришел друг и рассказал, как любил кататься с отцом еще на прежнем знаменитом «колесе» советских времен, как на нем было «и хорошо, и страшно». «Я счастлив, что могу покататься вместе с сыном, как тогда…» – сказал он мне.
– Список новых аттракционов длинный?
– Да. Но некоторые из них я уже не надеюсь купить. Это поначалу был такой амбициозный замах, а сейчас как менеджер я понимаю, что по деньгам весь список не потянуть. Есть отличные аттракционы… Нет, не скажу какие… пусть это останется секретом. Вдруг все же сможем купить?
Существуют суперэкстремальные аттракционы, например, в Питере в парке развлечений «Диво-остров» – таких больше в России и нет. Но для нас лучшими являются аттракционы «золотой середины», то есть интересные и для детей, и для взрослых. Например, то же колесо обозрения. На него идут семьями, хотя это отчасти экстремальный аттракцион.
– В чем главный минус парка?
– У нас до сих пор работают совсем древние аттракционы. При хорошем обслуживании срок их эксплуатации можно продлить. Однако постепенно мы их списываем. Раз в год вместо «старичка» появляется новый, на порядок более интересный аттракцион. Конечно, кое-что настолько морально устарело, что вроде нужно и выбросить… Но так как место есть, то рука по-хозяйски на такой аттракцион не поднимается. Например, к таким относится «Юнга» – 1986 года установки.
– Уже давно в планах мэрии строительство нового детского парка за кинотеатром «Русь». Как вы считаете, этот проект жизнеспособен?
– Я как депутат городской Думы участвовал в обсуждении различных проектов этого парка и скажу честно: город туда должен влить сумасшедшие инвестиции – несколько сотен миллионов рублей. Таких средств у Архангельска нет. Если привязать проект нового парка к нам, то должного развития и там не получится, и уже существующий «Потешный двор» погубим.
– А вдруг найдется частный инвестор, который построит новый детский парк с самыми современными аттракционами?
– Экономики не будет. Во-первых, есть определенная емкость рынка – город у нас небольшой, а во-вторых, низкая платежеспособность населения. Затраты на современные аттракционы придется отбивать, а значит, билеты будут дорогими. Те копейки, которые сегодня люди готовы тратить на аттракционы, «размоются» на два парка. У нас упадет доходность и не будет возможности обновления.
Замечу, что, например, детские парки в богатой Москве дотируются муниципалитетом. Хотя там и отношение к отдыху другое, и посещаемость лучше, да и зарабатывают москвичи больше, а рентабельности нет. По моему мнению, за «Русью» надо делать прогулочный парк с беговыми дорожками и детскими горками. И даже в этом случае его содержание и охрана потребуют немалых средств.
– Что лучше – аттракционы российского или иностранного производства?
– Здесь та же ситуация, что и на авторынке. Хотите большей безопасности, комфорта, экономии на текущем обслуживании и есть деньги – покупаете иномарку. Нет средств, готовы терпеть скрип, шум, грохот – берете «россиянку». Например, колесо обозрения мы купили в России, потому что на импортное денег не было. А так – в российское оборудование со сложными технологическими конструкциями мы не очень верим. Слишком часто оно ломается, а починить очень сложно.
Новые аттракционы проблем не создают – масло поменял, и он «едет» и «едет» с гарантией. Но старые «сжирают» практически все, что зарабатывают. Например, есть у нас «Паровозик», так я подсчитал, что он уже до Магадана «доехал». Это хороший аттракцион, но мы его каждую зиму ремонтируем, благо что там конструкция простая.
– Ремонтом занимаетесь самостоятельно?
– Не всегда. Технологическая база у парка не слишком большая, а некоторые работы требуют специального оборудования, навыков и лицензий. В случае необходимости обращаемся за помощью на северодвинскую «Звездочку» или на механический завод в Архангельске.
- Какие-то дивиденты принесло парку новое название «Потешный двор»?
– Не знаю как в городе, но в глазах коллег по цеху мы явно подросли. В этом году каждые выходные совместно с культурными учреждениями Архангельска мы старались проводить различные концерты. Хотя есть одна волнующая меня проблема. В парке хорошие техническая и управленческая службы, но плохо с креативом. Все время пытаемся найти партнеров в досугово-развлекательной сфере, пока не очень получается. Может, я не знаю, где искать креативных людей?! Словом, если кто хочет у нас выступить, то добро пожаловать!