Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА. Рис. Игоря КИЙКО, www,cartoonbank.ru | 06.03.2015 03:38:34
Архангельская область занимает второе место по размеру госдолга на Северо-Западе РФ, «уступая» только Вологодской. С учетом коммерческих займов кредитные обязательства региона превышают 32,7 млрд рублей. Для сравнения: госдолг Санкт-Петербурга — 14,6 млрд. В послании к областному Собранию губернатор Игорь ОРЛОВ выразил надежду на то, что большая часть коммерческих займов будет переведена в бюджетные. Но насколько вероятен такой, единственный предложенный, сценарий?
Бюджет страны, основные параметры которого на три ближайших года рассчитывались на основе оптимистичного прогноза цены на нефть в 100$ за баррель, будет пересмотрен к маю. По данным на 5 марта, нефть марки brent стоит 61,05 рубля. По словам министра экономического развития РФ Алексея УЛЮКАЕВА, утвержденные доходы госказны снизятся на 2,3 трлн рублей, в основном именно за счет сокращения нефтегазовых поступлений.
По мнению экспертов «Ведомостей», «Коммерсанта» и других федеральных СМИ, трансферты регионам будут урезаны как минимум на 10-15%. Как заявил министр финансов РФ Антон СИЛУАНОВ по итогам прошедшего в конце февраля заседания Госсовета, секвестирование коснется всех статей, за исключением оборонных. В половине субъектов РФ долговая нагрузка и так составляет от 50% до 130% собственных доходов. Со знаком «плюс» о бюджетной политике можно говорить только про Москву, располагающие недрами автономные округа, республики Северного Кавказа, а теперь и Крым.
Госдолг Архангельской области за восемь лет увеличился в шестнадцать раз - с 1,9 млрд до 32,7 млрд рублей. Об этом говорится в обращении депутатов регионального парламента к Минфину РФ, инициированному фракцией партии «Справедливая Россия». Его планируется рассмотреть на сессии в марте. Долги растут главным образом за счет коммерческих кредитов, доля которых за шесть лет увеличилась с 25% до 66%. Одновременно средняя ставка по банковским займам поднялась с 8,9% до 20,6%. Банкам Архангельская область должна 21,6 млрд рублей, Федерации — 11,1 млрд.
В 2014 году дефициты в казне регионов частично покрывались благодаря бюджетным кредитам, ставка по которым с 1 июля равнялась 0,1% годовых. Однако, несмотря на все принимаемые меры, объем госдолга Архангельской области на начало года перевалил за 80% в сопоставлении с собственными доходами. И по оценкам регионального минфина, уже к осени эта цифра перевалит за 100-процентный рубеж.
На заседании Госсовета главам субъектам РФ, в свое время бросившим все резервы на исполнение майских указов президента, дали рекомендации применять избирательный (адресный) подход к мерам социальной поддержки и активнее пользоваться своими возможностями по установлению местных налогов и сборов. При этом ответственность за скорее всего непопулярные решения будут нести сами губернаторы и их ближайшее окружение.
По словам председателя комитета по бюджету и налоговой политике облсобрания депутатов Сергея МОИСЕЕВА, на мартовской сессии регионального парламента бюджет если и претерпит изменения, то незначительные. Основные коррективы в документ будут внесены не раньше апреля. Пока, по имеющимся предложениям, запланировано 10-процентное сокращение расходной части.
«Сейчас мы продолжаем работать в рамках принятых законов о федеральном бюджете и бюджете области, - поясняет Сергей Моисеев. - Я абсолютно спокоен в том, что все социальные обязательства будут выполнены. Если ориентироваться только на то, что говорится, пусть даже и на уровне Правительства РФ, принимать решения очень сложно. По итогам 2014 года общий госдолг регионов составлял около 2,1 трлн рублей, и из них лишь около 600 млн — бюджетные кредиты, остальное — преимущественно коммерческие займы. Многие субъекты РФ находятся в такой же ситуации, как наша область. Как мы представляем себе, что кто-то одним махом возьмет и заместит их бюджетными займами? Работать над этим, конечно, надо, но сейчас речь идет прежде всего о повышении эффективности расходования средств».
По мнению Сергея Моисеева, перспективы наращивания доходной части бюджета тоже есть, но относятся они не к текущему, а в лучшем случае к 2016-2018 годам.
«Подушка безопасности — малый и средний бизнес: его сегодня надо поддерживать и лелеять, - продолжает депутат. - Однако порой предложения правительства региона ничем не отличаются от тех, что звучали в 2008-2009 годах, в совершенно других экономических реалиях. Крупный бизнес справится сам. В крайнем случае, ему поможет государство. То же самое касается банковской системы: банки практически перестали работать с бизнесом, зато как раз охотно выдают займы регионам, устанавливая достаточно высокие проценты и будучи уверены в отдаче. Если они, возвращаясь к теме реструктуризации долгов, не выживут без кредитования субъектов РФ, значит, имели место просчеты менеджмента».
По словам Сергея Моисеева, исполнение майских указов президента не нанесло ущерба финансовому положению субъектов РФ.
«В конечном итоге, зарплаты бюджетников «уходят» обратно в экономику регионов — сферу торговли, услуг, недвижимости... Зарплата, к примеру, руководителей среднего звена в реальном секторе экономики, вопреки сложившимся стереотипам, не ниже, чем в учреждениях социальной сферы. Иначе был бы большой отток кадров в «социалку». Но разве мы такую тенденцию наблюдаем?» - добавил депутат.