Беседовала Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА. Фото Алексея Липницкого | 16.03.2019 16:07:15
Иван КУЛЯВЦЕВ работает в должности министра экономического развития Архангельской области с 12 ноября 2018 года. До этого на протяжении полутора лет он был уполномоченным по защите прав предпринимателей в регионе. А с 2001 по 2017 год сам занимался бизнесом в нише с достаточно высокой конкуренцией. О том, какая панорама открывается с этих трех «колоколен», Иван Кулявцев рассказал в интервью «Бизнес-классу».
– Иван Святославович, насколько сложным был для вас переход с должности бизнес-защитника в руководители министерства экономического развития области?
– Если вы о внутренних ощущениях, он прошел для меня легче, чем смена предпринимательской деятельности на деятельность бизнес-омбудсмена. Тогда был переход в совершенно другую систему координат. До этого я никогда не работал в органах власти. Некоторые представления имел, но это был взгляд со стороны.
В должности уполномоченного по защите прав предпринимателей я приобрел понимание, как можно влиять на процессы, происходящие в экономике региона, выполнять поставленные задачи, познакомился с большинством нынешних коллег и, конечно, придя в правительство, адаптировался быстрее. Но спектр вопросов, которые решаются в министерстве, гораздо шире, и многие процессы мне еще предстоит глубоко изучить.
– Что из опыта омбудсмена вам здесь особенно помогает? Я имею в виду прежде всего практическую сторону: вы много ездили по области, общались с предпринимателями.
– В менеджменте есть правило: хочешь хорошо продавать – возьми на работу покупателя. Собственно, в отношении меня это произошло уже дважды. Вы правы: багаж обратной связи, наверное, самое ценное. Объехав практически всю область, я получил представление о специфике ведения бизнеса на каждой территории. И, конечно, буду такие поездки продолжать. Через эту призму – призму развития территории – выстраиваю сейчас работу министерства.
Я знаю, как мыслит предприниматель. Здесь мы можем придумывать все, что угодно, отлично взаимодействовать с федеральным центром, но если будем плохо себе представлять, как это переносится на города и районы Архангельской области, результат окажется, как минимум, не очень качественным. Наши предложения, меры поддержки бизнеса будут иметь низкий спрос.
– Как вы оцениваете начало 2019 года с точки зрения предпринимательского климата в целом? Многое сказано о повышении НДС, страховых взносов. С федеральной повесткой спорить сложно, но в Архангельске, например, одновременно выросли коэффициенты для расчета ЕНВД...
– С учетом 16 лет предпринимательского опыта, мне эта история понятна и близка. Нельзя допускать скачков там, где их можно избежать. Как получилось с государственными северными гарантиями? МРОТ в 2018 году повышали дважды – с 1 января и с 1 мая. Это наложилось на постановление Конституционного Суда РФ от 7 декабря 2017 года. Ко мне как к омбудсмену обращались предприниматели, которые в рамках аукционных процедур в III-IV квартале 2017 года заключили контракты на I-II квартал 2018-го. И из планово прибыльного их бизнес стал планово убыточным. Конечно, такие ситуации не добавляют оптимизма.
Здесь мы с вами коснулись очень интересного показателя – ожиданий. Этот показатель скорее эмоциональный, зависящий от общего информационного фона, но он коррелирует с инвестициями: стимулирует их либо наоборот. Понятно, что сложности были и будут всегда, но я считаю, что надо формировать и транслировать хорошие ожидания.
Я продолжаю наблюдать, в частности, за происходящим в отрасли, с которой начинал (светопрозрачные конструкции), и вижу там возможности для развития. Уровень конкуренции, конъюнктура рынка формируют вызовы, которые проверяют уровень профессионализма. Та история, когда в какую-то предпринимательскую нишу попадали случайные люди и зарабатывали там легкие деньги, практически себя исчерпала.
Отбор уже происходит. Простой пример. В 2007 году производителей светопрозрачных конструкций в стране было, по разным оценкам, от пяти до семи тысяч. К 2017-му осталось 1200-1400. Но рынок-то ведь не упал в пять раз! Просто произошла консолидация. И такую картину мы можем видеть в разных сферах. Предприятия укрупняются, рынок «съедает» прежде всего тех, кто менее профессионально работает с покупателями, не очень хорошо владеет формами продвижения.
Мы всегда живем чуть-чуть прошлым. Я встречал предпринимателей, чье сознание сформировалось в другой бизнес-среде, когда спрос рос быстрее, чем производственные возможности. Они наращивали мощности в расчете на то, что спрос и дальше будет увеличиваться, а он на каком-то этапе остановился. Модели оценки ситуации, которые когда-то работали, перестали отвечать реалиям. Среда поменялась, а сознание нет. Я сам, как руководитель, опасаюсь этих расхождений. И здесь очень важно разговаривать с предпринимателями, помогать адаптироваться, вовлекать их в диалог.
– Какие еще задачи вы ставите себе и коллегам в министерстве?
– В рамках национальных проектов – мы сейчас живем в этом новом измерении – нам поставлены задачи, исполнение которых расписано по годам. Мы должны увеличить долю МСП во внутреннем региональном продукте, в структуре экспорта, в том числе экспорта услуг, количество занятых в малом и среднем бизнесе. В Турции и Китае (такие примеры приводятся) все эти показатели превышают 50%.
Мне очень нравится, что укрепление позиций МСП в экономике – часть федеральной повестки. Есть понимание, которое, надеюсь, выльется в набор действий.
Кстати, во время согласования моей кандидатуры на пост министра экономического развития Архангельской области я встречался с заместителем министра промышленности и торговли РФ, а чуть позднее с самим Денисом МАНТУРОВЫМ. С заместителем мы говорили преимущественно о крупных предприятиях, которые формируют экономику региона, внешних инвесторах. А с Денисом Валентиновичем – именно о работе с МСП, о этом внутреннем инвесторе, о потенциале, который еще не раскрыт.
К сожалению, мы недостаточно хорошо знаем наших предпринимателей. На «Едином дне отчетности» контрольно-надзорных органов, который был в ноябре, возник такой вопрос: архангельский предприниматель является учредителем и местной, и американской компаний; как правильно в рамках законодательства выстроить финансовую деятельность? Звучит ответ, встает молодой человек и говорит: «Спасибо, но я хотел бы уточнить…» Я, честно говоря, думал, что это студент, который приводит абстрактный пример участия МСП в экспортных цепочках. А оказывается, все происходит рядом! Этот молодой человек – успешный бизнесмен. После мероприятия подошел к нему, обменялись визитками.
В прошлом году в Архангельской области заработал Центр поддержки экспорта. Заданные ему базовые показатели по итогам года были превышены в десять раз. Дай бог такой темп сохранить.
Точки роста есть везде. В Вельске можно привести в пример Татьяну Николаевну ЛЮБАРСКУЮ: третья гостиница построена. Я был там за месяц до открытия, посмотрел, какие материалы использованы, как выбрано место для здания, какой открывается вид. Это уровень хорошей гостиницы не районного – областного центра. В Няндоме можно отметить владелицу пекарни Оксану ГУСЕВУ: в 2016 году она получила субсидию на уровне муниципалитета, создала четыре рабочих места. Сейчас у нее работает более сорока человек, зашла со своей продукцией в федеральную сеть. В Онеге в этом году планируется открыть бассейн с элементами аквапарка. Предприниматели просто молодцы! Наша задача – помочь им и поддержать.
– На какие моменты посоветовали обратить внимание новому бизнес-омбудсмену? Что, по объективными причинам, вы не успели доделать на этом посту?
– Системных решений, считаю, было принято два. Одно из них – проведение ежеквартального «Единого дня отчетности» контрольно-надзорных органов перед предпринимателями. Это площадка, которая уже показала свою эффективность, ее нужно развивать.
Второе начинание планирую продолжать в новом качестве совместно с назначенным бизнес-уполномоченным Ольгой Владимировной ГОРЕЛОВОЙ. Это ежеквартальный День предпринимателя в муниципальном районе, то есть практически День открытых дверей с закрепленной датой. В некоторых районах такая практика уже действует. Это то, что нужно для открытого и системного общения бизнеса и власти. Очень надеюсь, что в связке с новым омбудсменом у нас получится больше.
– Мы уже затронули тему торговли. Это очень актуальный рынок, для Архангельска, можно сказать, опорный. Сложился ли, на ваш взгляд, баланс между федеральным интересантами и нашим местным бизнесом?
– Сложно сказать. Будучи уполномоченным, много общался с коллегами в других регионах: есть территории, где доля отдельных федеральных сетей около 25% и выше. У нас пока еще не такое соотношение. Если вы воспринимаете конкуренцию как благо стать сильнее, можно бороться, найти нишу или переформатировать свои подходы.
Что касается производства товаров потребительского спроса, мы не можем делать ставку на ценовой сегмент «эконом»: аналогичная продукция из средней полосы и юга, где и жизнь дешевле, и тарифы ниже, всегда будет доступнее. Чтобы предприятиям достаточно комфортно конкурировать, нужно ориентироваться на сегменты «средний+» и премиальный.
Со стороны региональной власти мы должны формировать систему, где предпринимателям, которые здесь работают и производят продукцию, создается режим продвижения их товаров. Это также входит в круг задач, с которыми я пришел в министерство.
– Как можно «взбодрить» региональную конференцию предпринимателей, чтобы она была продуктивнее? Вроде бы здорово: приходят министры, отвечают на вопросы. Но бизнес немножко... перегорел. Не хватает драйва, конкретных кейсов, а главное – понимания того, что после этой конференции что-то изменится.
– Конференция МСП должна стать ключевым отраслевым мероприятием года, на котором звучит главное: «Уважаемые предприниматели, вы нам нужны!» Задумок много. Может быть, нужно в рамках этого мероприятия проводить конкурсы и подводить итоги, обязательно транслировать положительные бизнес-практики, рассказывать, что рядом есть люди, у которых в таких же непростых условиях многое получается. Не знаю, удастся ли изменить формат конференции в этом году, но дайте время – к следующему году будет сделано.
– Иван Святославович, сегодня мы обсуждали в основном проблемы малого и среднего бизнеса. Когда продолжим разговор – о крупных предприятиях и инвесторах?
– Новые крупные проекты, в том числе с участием сильных внешних инвесторов, есть. Думаю, что такой инфоповод появится в скором времени.