Анастасия НЕЗГОВОРОВА. Фото Алексея Липницкого и Анастасии Незговоровой | 04.07.2022 10:26:44
В Архангельской области 29–30 июня состоялся V Международный форум «Судостроение в Арктике». Представители власти и эксперты отрасли собрались для того, чтобы обсудить проблемы и вызовы, стоящие перед отечественной судостроительной промышленностью в условиях санкций. Отдельное внимание было уделено темам импортозамещения, развития транспортного потока по Севморпути. Не последнее значение в решении этих стратегических задач будет иметь Архангельск.
Символично, что первый день форума совпал с Днем кораблестроителя. Ключевым мероприятием этого дня стала пленарная сессия на тему «Государственная политика в судостроительной промышленности», которая собрала представителей федеральных ведомств, глав регионов, а также экспертов отрасли. Участие в ней приняли губернатор Архангельской области Александр ЦЫБУЛЬСКИЙ и заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Анатолий БОБРАКОВ.
Уход от импортозависимости
Драйвером развития судостроения и судоремонта в России станет развитие Северного морского пути. Об этом на пленарной сессии заявил заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики.
«Сегодня перед отраслью стоит задача увеличения грузопотока по Севморпути до 80 млн тонн к 2024-му, а к 2030 году он должен достигнуть 150 млн тонн. Это даст существенные финансовые ресурсы для экономики России, в том числе для экономики арктических регионов», – подчеркнул Анатолий Бобраков.
Для достижения этих показателей необходимо решить задачи, которые сегодня стоят перед отраслью. Нужно уйти от существенной импортозависимости. Так, по отдельным видам судов уровень иностранных комплектующих доходит до 80%. Вместе с тем есть острая потребность в строительстве судов ледового класса.
«До 2030 года в России необходимо построить не менее 55 грузовых судов ледового класса. При этом флот должен быть обеспечен ледоколами и аварийно-спасательными судами», – добавил замминистра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики.
Увеличить портовые мощности
С развитием Северного морского пути неизбежно связано и развитие портовой инфраструктуры. Внимание на этот вопрос обратил губернатор Архангельской области во время своего выступления.
«Развитие Северного морского пути неизбежно приведет к строительству новых портов и к увеличению объема перевалки грузов через существующие. При этом, будучи последние два года руководителем территории, имеющей конкурентные портовые мощности, я вижу серьезный интерес инвесторов к развитию этого направления, и этот интерес только растет. Так, у нас в регионе планируется возродить порт в Онеге и создать там производственно-портовый кластер», – отметил Александр Витальевич.
При этом есть необходимость в обновлении существующих портовых комплексов. По мнению главы региона, импульсом к этому может стать расширение на федеральном уровне мер поддержки, которые позволят значительно улучшить инфраструктуру портов, а также увеличить мощности по судоремонту.
«Не менее важный вопрос – развитие судоремонта, особенно средних и малотоннажных судов, которые до последнего времени обслуживались и ремонтировались в зарубежных портах. Большинство из них уже закрыты. Поэтому нужно дополнительно рассмотреть возможность расширения программы льготного лизинга, в том числе на приобретение доковой инфраструктуры», – предложил Александр Цыбульский.
В Архангельской области на развитие доковых мощностей настроено ведущее предприятие гражданского судоремонта – «Красная Кузница». Его заявка на строительство дока мощностью 5000 тонн вошла в список приоритетных проектов для дальнейшего финансирования в рамках «Доковой программы» Объединенной судостроительной корпорации. По мнению Александра Витальевича, этот проект существенным образом повысит возможности судоремонта в Архангельске.
Также предприятие начало строительство судов ледового класса. В первый день форума, 29 июня, на «Красной Кузнице» заложили первое из четырех пассажирских судов, которые будут строиться в рамках заключенных контрактов с АО «Машпромлизинг».
Обеспечить кадрами отрасль
Также Александр Цыбульский заявил о необходимости развития системы интегрированной подготовки инженерных кадров «завод–втуз».
«Это действующая на Севмаше система, когда студенты фактически с первого курса работают на заводе, получая производственную практику. Это дает стопроцентную гарантию трудоустройства, при этом на завод молодые кадры приходят уже с определенным опытом. Такую практику можно тиражировать и применять на территории всей страны», – отметил Александр Цыбульский.
По словам главы региона, для развития кадрового потенциала необходимо обновить материально-техническую базу учебных заведений. И в этом регионам нужна федеральная поддержка.
«Кроме того, необходимо сделать упор на развитие инжиниринговых центров. Причем направление реинжиниринга нам нужно срочно развивать. Мы долгое время в силу многих международных обязательств этого не могли делать. И, на мой взгляд, сегодня они в определенной степени могут быть подвергнуты сомнению, – подчеркнул глава региона. – Это направление позволит обеспечить серьезный технологический прорыв, и у нас есть все условия для того, чтобы этим заняться. Такие центры уже появляются, и Северный Арктический федеральный университет подал заявку на его создание. Убежден, что с тем научным потенциалом, который у нас есть в Архангельской области, мы можем вести эту деятельность».
Цитата
Александр ЦЫБУЛЬСКИЙ, губернатор Архангельской области:
«Судостроение, судоремонт и кадры – три краеугольных камня, которыми сегодня нужно активно заниматься для развития отрасли. Этим вопросам была посвящена дискуссия, которая, на мой взгляд, получилась очень содержательной. Ни у кого не вызывает сомнения то, что судостроение имеет понятные бюджетные перспективы, есть четкие планы и поручения президента, которые мы будем реализовывать. Мы все сходимся во мнении, что судоремонт нуждается в ускоренной модернизации и развитии существующих мощностей. И важно работать над тем, чтобы эта деятельность становилась более привлекательной для потенциальных инвесторов».