Денис ЗАГАЙНОВ | 23.02.2019 00:36:05
В Архангельске прошел «круглый стол», посвященный муниципальным и госзакупкам в сфере охраны школ, детских садов и других социальных учреждений. На встречу, организованную Торгово-промышленной палатой Архангельской области и ЧОП «Титан-Щит», приехали руководители ЧОПов из Карелии, Перми, Красноярска, Санкт-Петербурга и Москвы, пришли представители областного правительства и прокуратуры. Интерес понятен: проблем на этом рынке накопилось немало.
Охрана по бросовым ценам
«Хочу сразу отметить, что мы не защищаем собственный бизнес, а пытаемся привлечь внимание власти к сложностям с охраной школ, детсадов и больниц, – отметил руководитель ГК «Титан-Щит» Александр ЦЕГАЛКО. – Существующая система госзакупок по 44-му Федеральному закону выявляет победителя торгов по единственному критерию – минимальной цене, фактически не учитывая другие параметры: качество услуг, исполнение норм законодательства, наличие у ЧОПа групп быстрого реагирования и т. д. Вот и получается, что зачастую побеждает не тот, кто способен качественно обеспечивать безопасность учреждений, а тот, кто, проще говоря, «демпингнул». А что в результате? Вспомните события в Керчи, где охранник пропустил в техникум парня с обрезом и взрывными устройствами…»
Слова Александра Цегалко подтверждают и его коллеги: школы и детские сады, а также учреждения системы здравоохранения и социального обеспечения закупают услуги охраны по бросовым ценам.
«Бюджетные учреждения и так изначально выставляют крайне низкую начальную максимальную цену контракта, а в процессе торгов недобросовестные ЧОПы еще роняют ее на 30-40%, – считает руководитель ЧОП «Двина-Щит» Евгений ТРОФИМОВ. – В итоге охрана учреждений доверяется неподготовленным лицам, способным в случае ЧП лишь вызвать полицию».
Вот лишь несколько примеров. Вельский центр социальной помощи семье и детям «Скворушка» искал ЧОП, указав в конкурсной документации максимальную цену контракта в 158,33 рубля в час. После торгов цена услуги снизилась до 73,42 рубля в час. Управление Пенсионного фонда РФ в Архангельске планировало закупить услугу по цене 180 рублей в час, но нашелся ЧОП, готовый охранять учреждение всего за 61,2 рубля в час.
Сэкономили на безопасности?
Кто-то скажет: экономия бюджетных средств – это тоже важно. Трудно не согласиться, если бы не одно «но»: у любой услуги есть своя себестоимость, которую легко посчитать. Итоговая сумма складывается из заработной платы сотрудника, налогов и других необходимых отчислений, страховки, а также накладных и иных расходов, которые несет ЧОП. Таким образом, для соблюдения действующего законодательства РФ и Архангельской области в частности стоимость услуг охраны не может быть ниже 227,2 рубля в час, а для районов Крайнего Севера эта цифра составляет 294,2 рубля за час.
«По закону мы не можем платить сотруднику зарплату меньше МРОТ, – рассуждает президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности Александр КОЗЛОВ. – В Архангельской области МРОТ равен 19 176 рублям. Получается, что при таких расценках на услуги бюджетные учреждения «вынуждают» ЧОПы нарушать законодательство, школы должным образом не охраняются, а бюджеты всех уровней недополучают налоги. И это проблема актуальна не только на Севере: схожую картину мы видим по всей России».
Руководитель контрактного агентства Архангельской области Константин СЕВЕРЬЯНОВ напомнил, что правила диктует рынок: «Если кто-то из участников закупок предлагает более низкую цену – демпинговую, как вы ее называете, – мы с этим ничего поделать не можем, – подчеркнул он. – Мы руководствуемся теми документами, которые участники представляют в составе заявки. Техническое задание также не ставим под сомнение. Если какие-то предприятия в дальнейшем нарушают закон – не платят налоги, занижают зарплату, – пусть профессиональное сообщество это отслеживает и отрабатывает с компетентными органами».
Изменить методику, внедрить стандарт
Федеральный закон №44 позволяет применять методику расчета начальной цены контракта не по минимальной цене – путем сравнения конкурентных предложений разных компаний, а затратным методом, когда ЧОП раскрывает структуру своих расходов, показывая и реальную заработную плату сотрудника, и налоговые отчисления, и материальные вложения в организацию поста охраны в конкретном учреждении.
«У себя в Пермском крае мы уже внедряем подобную практику, – рассказал представитель Межрегионального объединения предприятий безопасности Андрей КОЗЕЕВ. – Раскрытие расходов на организацию охраны входит в отраслевой стандарт качества, с которым просто работать и учреждениям, и органам власти, и добросовестным участникам охранного рынка. В стандарте, кстати, прописана та самая минимальная цена услуги, ниже которой качественно обеспечивать безопасность школ и больниц невозможно».
Достучаться до власти
«Мы не должны безответственно подходить к охране объектов, где учатся наши дети, – констатирует председатель правления РООР ФКЦ «МОСКВА» Олег ЗАВАЛЮЕВ. – Сегодня регионы идут впереди Москвы, предлагая новые методики расчета максимальной цены контракта, вводя стандарты качества охранных услуг. Важно донести эти идеи на самый верх, чтобы нас поддержали и законодатели, и профильные министерства».
Помочь представителям охранного сообщества достучаться до федеральной власти взялась Торгово-промышленная палата РФ: в Комитете по безопасности предпринимательской деятельности уже в ближайшее время обсудят все предложения, прозвучавшие на «круглом столе» в Архангельске.
«Мы собираем предложения из всех регионов России, – пояснил член комитета Михаил ГАВРИЛОВ. – Будут подготовлены рекомендации, который ТПП направит в Правительство России и Госдуму. Убежден, что и предложения архангельских коллег найдут отражение в этом документе».
Заявив о необходимости учитывать реальные затраты на организацию охранных услуг, представители ЧОПов предложили учитывать и их качество, а также высказали идею создать методички по организации охраны для муниципальных учреждений образования и здравоохранения, чтобы руководители понимали, как нужно нанимать ЧОП и на какие параметры обращать особое внимание.