Иван ЕПИФАНОВ, эксперт по охране труда | 29.04.2014 09:13:13
С января 2014 года вступил с силу Федеральный закон «О специальной оценке условий труда». Как теперь оцениваются эти условия? Вопрос не нов. Главное - для каких целей?
Впервые государство заинтересовалось этим вопросом в 1986 году. Было замечено, что в получке граждан зарплаты было чуть больше половины, а остальное восполнялось льготами и компенсациями. То были надбавки за вредные условия труда. Когда же выяснилось, что на многих рабочих местах вредных факторов нет, надбавки сняли. Работники от той оценки условий труда проиграли, а потому про всякий интерес к условиям труда постарались забыть.
В нынешнем государстве стал проявляться интерес работников к условиям труда и, как следствие, к продолжительности жизни. Изменялось и законодательство. Существовало три варианта порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. С каждым разом накапливался опыт этой важной работы, росло мастерство специалистов, которые занимались этим непростым делом. Неизменным оставалось условие, закрепленное в Трудовом кодексе РФ: если при аттестации рабочих мест выяснялось, что вредных для здоровья факторов нет, никакие компенсации работникам не полагаются.
Министерство труда и социальной защиты РФ в очередной раз решило круто изменить процедуру оценки условий труда - с этого года отменена аттестация рабочих мест, ее заменила спецоценка. Первый замминистра Сергей ВЕЛЬМЯЙКИН в интервью «Российской бизнес-газете» по этому поводу высказался определенно: «В течение длительного времени из-за отсутствия санкций и экономических стимулов аттестация превращалась в профанацию. Поэтому введение спецоценки – это попытка начать писать эту историю с чистого листа. Потому что кто-то из работодателей ее не делал, кто-то делал за деньги. Такого быть не должно. Сейчас мы прописываем санкции даже для инспектора, который подписывает документы об оценке условий труда».
С чистого листа… Звучит, конечно, красиво, обещающе. А что ожидать работодателю и работнику от этой специальной оценки условий труда? Прежний опыт и внимательное изучение новых документов наводят на нерадостные размышления...
При аттестации рабочих мест изучалась среда, в которой находился работник, и достаточность тех средств защиты, которые он использовал. По многим параметрам оценивались и условия труда, и средства защиты, определялась необходимость использования средств защиты с иными характеристиками, которые бы улучшали факт пребывания работника на рабочем месте. Многие работодатели не занимались этим, полагаю, не «из-за отсутствия санкций и экономических стимулов», а прежде всего… от низкого уровня личной культуры и абсолютного пренебрежения к здоровью сотрудников. Ведь сами-то они в тех же условиях работают!
Пока на рынке труда было в достатке подготовленных специалистов, многие работодатели об этом даже не задумывались. Но теперь-то ситуация круто меняется – старики уходят, а молодежь на плохо организованные рабочие места не спешит.
Ну а при специальной оценке условий труда? Тут условия труда конкретного работника вообще мало кого интересуют. Важно установить класс (подкласс) условий труда! Именно по этому показателю для работника будут определяться возможность получения дополнительного отпуска, сокращенной рабочей недели, повышения оплаты труда. А для работодателей конкретные классы (подклассы) условий труда определят размеры дополнительных отчислений в Пенсионный фонд. Это особенно важно в тех случаях, когда отдельные работники рассчитывают на получение «льготной» пенсии (раньше установленного возраста из-за вредных условий труда).
Работники, у которых имеется полный «льготный» стаж по этому поводу, могут не волноваться - свое получат. И не имеющие такого стажа тоже вправе рассчитывать на «льготную» пенсию, если, конечно, работодатель будет платить за них взносы в Пенсионный фонд в повышенном размере – в зависимости от классов (подклассов) условий труда. От них зависит и размер платежей по обязательному социальному страхованию работников.
Схема работ по специальной оценке условий труда проста. Работодатель создает комиссию, проводит спецоценку не реже одного раза в пять лет. Эта комиссия по каждому рабочему месту определяет факторы производственного процесса, которые следует оценить. Дальше в дело включаются эксперты организации, приглашаемой для проведения работ по гражданско-правовому договору.
Эксперт идентифицирует вредные факторы, определит те, которые следует измерить. Про остальные факторы речь не идет. Если вредные факторы не идентифицированы, значит, все хорошо, подавай работодатель в государственную инспекцию труда свою декларацию и забудь про все до несчастного случая. Ну а если такое нежелательное событие произойдет, найдутся методы воздействия на работодателя…
Работник вправе присутствовать при проведении специальной оценки условий труда, интересоваться особенностями измерений. Он обязан под роспись в месячный срок после ее окончания ознакомиться с результатами, изложенными в карте спецоценки.
Однако без ложки дегтя не обошлось. Спешно принятый федеральный закон, с чистого листа определяющий порядок проведения спецоценки, содержит предложения работодателю, от которых, к сожалению, очень многие не пожелают отказаться. Ведь в случае применения работниками эффективных средств индивидуальной защиты, комиссия работодателя по заключению эксперта может снизить класс (подкласс) условий труда на одну степень. А если поработать с санитарными службами, то возможно это снижение и более чем на одну степень.
Каково? И все на законных основаниях. Но ведь про борьбу с коррупцией нам разве что не из включенного утюга приходится слушать. Самым неприятным в этой истории является тот факт, что карта специальной оценки условий труда не предполагает оценки эффективности средств индивидуальной защиты, используемых работником. Получается, что вся затея Минтруда со спецоценкой нацелена на получение дополнительных доходов бюджета. Мелкая цена за здоровье работников, не правда ли?
Условиями труда должен интересоваться каждый. Это наша жизнь. Право работника знать установлено законодательством. А работодатель обязан информировать сотрудников о фактических условиях труда. Эта норма включена с января 2014 года в Трудовой кодекс РФ, за нарушение законодательства предусмотрена значительная административная ответственность.