Полина РОЖДЕСТВЕНСКАЯ | 21.05.2010 05:45:59
Решения, принятые на уровне региона в 2009 году в рамках «антикризисного» пакета мер, сыграли свою позитивную роль. Но эту работу необходимо продолжать и сегодня, а главное — выяснить, какую отдачу от предоставленных предприятиям льгот получил регион. Об этом шла речь на выездном заседании комитета по бюджету и налогам Архангельского областного Собрания в Новодвинске.
Место проведения было выбрано не случайно. Именно здесь находится одно из крупнейших предприятий области – Архангельский ЦБК. Несмотря на то, что комбинат ориентирован на внутренний рынок, кризисные явления отразились и на нем. Так, по итогам 2009 года АЦБК практически не имел прибыли, что сказалось и на налоговых отчислениях. Однако, как отметил руководитель комбината, депутат областного Собрания Владимир БЕЛОГЛАЗОВ, результаты первых четырех месяцев 2010 года позволяют говорить о достаточно устойчивом росте как объемов производства, так и налоговых отчислений. Можно даже предположить, что по этому показателю комбинат в 2010 году выйдет на докризисный уровень и превысит налоговые отчисления 2008 года в бюджеты всех уровней.
По словам заместителя губернатора по экономике и финансам Александра ДЕМЕНТЬЕВА, подобные положительные сдвиги по итогам четырех месяцев характерны и для других отраслей экономики. Но пока преждевременно утверждать, что эта тенденция является долговременной.
«За четыре месяца 2010 года собственные доходы регионального бюджета составили 11,7 млрд рублей, что на 3,3 млрд больше, чем за аналогичный период 2009 года», - сообщил Александр Дементьев. По собираемости собственных доходов в 2010 году область приближается к докризисному уровню, но еще не достигла его - годовой план доходов консолидированного бюджета пока исполнен лишь на 37,7%.
Наибольший прирост получен по налогу на прибыль организаций - 1,9 млрд рублей за три месяца. Это в четыре раза больше, чем за аналогичный период 2009 года. «Хотя собираемость налогов еще не достигла уровня 2008 года, рост налоговых поступлений является свидетельством экономического выздоровления региона», - подчеркнул Дементьев. Вице-губернатор также напомнил, что в числе антикризисных мер в регионе были приняты значительные налоговые послабления для предприятий.
Вместе с тем, как было отмечено, и общество, и государство вправе ожидать от бизнеса соответствующего отклика на предоставленные преференций - это касается и роста объема производства, и увеличения количества рабочих мест, и повышения налоговых отчислений. Поэтому по предложению лидера фракции «Единая Россия» Игоря ЧЕСНОКОВА рекомендовано провести мониторинг влияния на социально-экономическое развитие области предоставленных бизнесу преференции.
«Мы должны понимать, что мы получаем в обмен на налоговые льготы», - сказал Игорь Чесноков.
Инвестиционный коллапс
Однако если темпы пополнения бюджета внушают надежду на выздоровление региональной экономики, то ситуация с привлечением инвестиций, напротив, оставляет желать лучшего. «Инвестиционная активность снизилась, и как следствие – объемы поступления налогов на имущество организаций остаются на уровне кризисного 2009 года», - отметил Александр Дементьев.
Для исправления ситуации был принят областной закон о налоговых льготах, предусматривающий значительные послабления для инвесторов. Были приняты и другие меры, но пока видимых результатов этой деятельности нет.
По словам министра экономического развития области Сергея АВЕРИНА, интереса к Архангельской области у инвесторов практически нет. «Если другие регионы начали системно заниматься этим вопросом еще лет 10 назад, то нас до сих пор даже на федеральном уровне путают с Астраханью - у нас тоже есть комары и море… Нужно дистанцироваться, определять свои преимущества», - сказал министр.
Расчет на казну
В условиях инвестиционного коллапса единственным источником для развития региона является казна. Понимая это, в областном правительстве решились на непопулярное решение. «Есть посыл губернатора выделить ряд приоритетных отраслей и направить основную часть средств на их развитие», - заявил Сергей Аверин.
«Мы все время говорим о стремлении сделать бюджет развития, но 2009 год показал, что казна дефицитна, а поддерживать сбалансированность удается только за счет дотаций и субвенций из федерального центра. Тем не менее у нас ведется работа по увеличению доходной части бюджета и сокращению расходов. Это делается для того, чтобы изыскать дельту, которую можно будет расходовать на стратегические цели. Если мы этого не сделаем, то опять получим равномерное «размазывание» средств по всем направлениям. А это латание дыр» - так прокомментировал позицию правительства Сергей Аверин.
Процесс распределения средств бюджета на 2011 год может стать болезненным, но у законотворцев идея расстановки акцентов находит понимание.
«Сегодня при существующем недостатке средств мы не должны «размазывать» денежные средства по всем направлениям, так как не добиваемся результата нигде», - считает председатель парламентского комитета по бюджету и налогам Андрей БРАЛЬНИН.