Денис БУГАЕВ, руководитель Архангельского УФАС России | 10.07.2014 07:29:01
Отныне недобросовестные заказчики будут нести материальную ответственность за свои действия: в КоАП РФ внесены изменения, вводящие нормы ответственности за нарушение требований ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц».
Два с половиной года прошло с начала действия статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» №135-ФЗ, позволяющей антимонопольному органу рассматривать жалобы на проведение закупок, осуществляемых в соответствии с ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» №223-ФЗ. За это время Архангельское УФАС России рассмотрело порядка 70 жалоб на нарушение процедуры закупки. Безусловно, с количеством рассматриваемых жалоб по 94-ФЗ и 44-ФЗ эта цифра не сравнится – за 2,5 года их число составило более 1 тысячи. Тем не менее и по статье 18.1 135-ФЗ количество подаваемых в управление жалоб год от года неуклонно увеличивается.
Архангельское УФАС России при рассмотрении жалоб периодически выявляло нарушения, выдавало предписания об их устранении, отстаивало свою правоту в арбитражных судах в случае их обжалования. Кроме этого, мы ничего сделать не могли — к ответственности нарушители не привлекались, административных санкций за допущенные нарушения не следовало, так как они не были предусмотрены действующим законодательством.
С 16 мая 2014 года правила игры изменились — теперь недобросовестные заказчики будут нести материальную ответственность за свои действия. Федеральным законом от 05.05.2014 в КоАП РФ внесены изменения, вводящие нормы ответственности за нарушение требований ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц». В частности, в КоАП РФ появилась статья 7.32.3, предусматривающая весьма значительные штрафы за нарушение законодательства о закупках, а именно за:
- осуществление закупки, если она должна осуществляться в электронной форме, в иной форме;
- осуществление закупки, если она должна осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством РФ о контрактной системе, в ином порядке;
- нарушение предусмотренных законодательством РФ в сфере закупок сроков размещения в единой информационной системе (ЕИАС) в сфере закупок информации о закупке, размещение которой предусмотрено законодательством РФ в сфере закупок;
- неразмещение в ЕИАС в сфере закупок информации о закупке, размещение которой предусмотрено законодательством РФ в сфере закупок;
- нарушение установленных законодательством РФ в сфере закупок сроков размещения в ЕИАС в сфере закупок изменений, вносимых в правовые акты, регламентирующие правила закупки товаров, работ, услуг заказчиком, утвержденные с учетом положений законодательства РФ в сфере закупок;
- несоблюдение предусмотренных законодательством РФ в сфере закупок требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке;
- предъявление требований к участникам закупок, к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) к условиям договора либо оценка и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке товаров, работ, услуг.
Возможность понести материальную ответственность за несоблюдение требований 223-ФЗ будет способствовать соблюдению юридическими лицами требований законодательства о закупках товаров, работ и услуг, а также будет способствовать предупреждению нарушений закона.