ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Суббота, 28 декабря, 2024 06:42

Пожар на «Западе» не поставил крест на его восстановлении


Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА. Фото Игоря Григорьева и Артема Ботыгина | 02.04.2016 01:03:21
Пожар на «Западе» не поставил крест на его восстановлении

В ночь на 31 марта в Архангельске произошло «знаковое» событие, задевшее за живое горожан, - пожар на шхуне «Запад», памятнике деревянным парусным судам при государственном Северном морском музее Архангельска. Хотя, если быть точным, шхуна исключена из списка музейных экспонатов еще в 2005 году и сейчас является просто балансовым объектом недвижимости учреждения культуры. И к «внешним обстоятельствам» ей не привыкать: в 1998-м штормовой ветер сломал судну все три мачты.


К прибытию пожарных горела палубная надстройка на корме судна. Очаг возгорания находился внутри корпуса «Запада», и пожар развивался очень быстро. Ограждение вокруг шхуны частично отсутствовало. Двери в одну из кают были открыты. Внутри оказалось много мусора, хлама и даже матрас, похожий на оборудованное спальное место.

«Тушить было трудно: шхуна полностью деревянная, имеет сложную планировку и к тому же очень ветхая. В конструкциях имеются прогары. Была опасность, что наши пожарные провалятся», - цитирует слова начальника дежурной смены службы пожаротушения Михаила КОРЕЛЬСКОГО сайт arh112.ru.

Чуть больше, чем через сорок минут, пожар был локализован. Огонь успел повредить два верхних помещения, палубу, трюм, обшивку бортов шхуны. Причины происшедшего устанавливаются. Ясно одно: самовозгорания на «Западе» случиться не могло.

zapad_after_fire.jpg«Проводится экспертиза, нанесенный урон оценивается, и пока официального заключения нет, я не стану строить предположений, был ли пожар следствием чьих-то умышленных действий или, к примеру, неосторожного обращения с огнем лиц без определенного места жительства (сейчас эта версия рассматривается в качестве основной. — Прим. ред.) либо случайных прохожих», - пояснил «БК» и. о. директора ГБУК Архангельской области «Северный морской музей» Евгений ТЕНЕТОВ.

С его слов, судно обследовалось специалистами Северного Арктического федерального университета около пяти лет назад. Еще тогда износ «Запада» превышал 90%.

«Шхуна формально не является памятником и находится на балансе нашего учреждения с такой же формально определенной стоимостью в один рубль, - поясняет Евгений Тенетов. - Ограждение вокруг «Запада» восстановлено, на нем висят плакаты, информирующие о том, что объект небезопасен, но порой наш народ не остановишь...»

Желающих сфотографироваться на фоне обгоревшего парусника нашлось немало.

«Внешние обстоятельства лишний раз напомнили о наболевшей проблеме, вмешались в текущий ход дел. Наверное, это совпадение, но буквально накануне я снова обсуждал судьбу шхуны с губернатором Игорем Анатольевичем Орловым и в целом получил одобрение наших планов. Предварительно согласовали дорожную карту, - отмечает директор фонда «Морской мемориал «Колыбель русского флота», депутат Архангельской городской Думы Максим КОРЕЛЬСКИЙ. - Действительно, по состоянию на начало «нулевых» износ судна составлял около 90-95%. Сейчас мы ведем речь о восстановлении шхуны, опираясь на исходные проектные документы и используя годные остатки».

Шхуна вошла в проект создания на набережной единой туристической зоны между обелиском «Жертвам интервенции» и памятником Петру I, включающий «Домик Петра» и «Беседку Грина». Звучало и такое мнение, что скорее в качестве «балласта», чем интересного артефакта. Однако свезти на свалку судно никто не решился: «почетное» место в истории Архангельска подписавшему такой «приговор» было бы обеспечено. Строительство копии «Запада» оценивается в десятки миллионов рублей. На счету «провинившегося» судна нет героических сражений, оно построено в 1949 году в Финляндии и исторического значения не имеет. Тем не менее сообщение о том, что оно пострадало от пожара, вмиг облетело почти все местные СМИ и появилось в соцсетях. Жалко все-таки...

У создателей проекта своя позиция, и пожар на нее не повлиял: один из любимых символов города нужно сохранить.

«Проблема заключается в том, что сейчас очень сложно найти специалистов в области деревянного судостроения: в Архангельске таких организаций не осталось, - продолжает Максим Корельский. - Поэтому мы вели консультации с экспертами в Петрозаводске, Санкт-Петербурге... В итоге нашли в Питере мастеров - на судоверфи «Полтава», которые могут работать по действующим чертежам. В ближайшие дни лечу туда для того, чтобы сформировать техническое задание. Кстати, это уже не первый пожар на «Западе» - проценту износа дальше расти почти некуда. Но мы от своей идеи не отказываемся. Такую задачу поставил и губернатор».





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей