ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Четверг, 19 декабря, 2024 12:57

Владимир Личный: АПК управляют люди далекие от него и временные


Елена СВЕТЛИЧНАЯ. Фото: Алексей ЛИПНИЦКИЙ | 12.04.2009 09:00:00

Социально-экономическая целевая программа «Развитие АПК Архангельской области на 2008-2011 годы» по многим позициям не стыкуется с программой развития сельского хозяйства РФ, которая, кстати, разработана до 2012 года. «Принципиально важно понять, какую цель мы ставим перед сельским хозяйством. Просто так бездумно каждый год давать по рублю на литр молока, как последние лет двадцать, - это уже неактуально, приоритеты совершенно другие», - считает директор птицефабрики «Архангельская», кандидат экономических наук, депутат областного Собрания от партии "Справедливая Россия" Владимир ЛИЧНЫЙ.

Владимир Личный почти 25 лет проработал на Няндомской птицефабрике, а пять лет назад под его руководством практически с нуля на деньги инвесторов (ТФ «Петровский») была поднята Уемская птицефабрика. Сегодня птицефабрика «Архангельская» - единственное в области предприятие, которое производит охлажденное мясо птицы и диетическое куриное яйцо под брендом «Уемляночка». Теперь Владимир Личный является и депутатом Архангельского областного Собрания от партии «Справедливая Россия».

- Владимир Михайлович, фракция «Справедливая Россия» предлагала вашу кандидатуру на должность председателя комитета по агропромышленному комплексу в областном Собрании, но большинство депутатов не поддержали своих коллег. У вас большой опыт работы в сельском хозяйстве, много предложений и инициатив, почему вы не вошли в комитет по АПК, а выбрали комитет по бюджету и налогам?

- В комитете по АПК областного Собрания депутатов достаточно людей, которые много лет занимаются вопросами сельского хозяйства. Думаю, что не стоит им мешать. Да, мне предлагали возглавить комитет, и я был готов работать на неосвобожденной основе, т.е. бесплатно. До сих пор считаю, что мы слишком расточительны в вопросах траты средств налогоплательщиков...

Конечно, я полагаю, что мог бы работать в комитете по АПК достаточно неплохо, имея за плечами определенные знания и опыт...

Что касается комитета по бюджету, то работа в этом направлении предстоит очень серьезная. Казну предстоит сократить на 8 млрд рублей. Вопрос — по каким статьям...

- Почему вы вступили в партию «Справедливая Россия»?

- Дело не в партиях, а в гражданской позиции. «Справедливая Россия» проповедует идеи социализма, что мне ближе... Я побывал в Европе и убедился, что там придерживаются именно этих принципов, будущее - за социализмом....

За 8 лет, если прослеживать динамику валовой добавленной стоимости, практически все отрасли экономики, за исключением нефтегазовой, дали минус. Итог таков: наша экономика неэффективна. Мы как качали нефть, так и качаем. И когда цены рухнули, мы поняли, чего стоит страна.

- Вы много раз выступали с критикой областной программы развития АПК, с чем принципиально не согласны?

- Социально-экономическая целевая программа «Развитие АПК Архангельской области на 2008-2011 годы» по многим позициям не стыкуется с программой развития сельского хозяйства РФ, которая, кстати, разработана до 2012 года. У нас она называется целевой, хотя никакой ясной цели не прописывается.

Дело в том, что многие мероприятия федеральной программы формируются по принципу софинансирования, а у нас в областной программе многих направлений, созвучных с российской платформой, просто нет. Мы эту связь потеряли. А значит, и результата ожидать трудно.

Сегодня принципиально важно понять, какую цель мы ставим перед сельским хозяйством. Просто так бездумно каждый год давать по рублю на литр молока, как последние лет двадцать? Но это уже неактуально, приоритеты совершенно другие! Экономика изменилась, макроэкономическая среда, я уже не говорю о микросреде. Но у нас до сих пор нет понимания масштабности, комплексного подхода к решению проблем...

Долгое время в России не было закона о развитии сельского хозяйства. Теперь он есть. Мы наконец-то знаем, кто такой сельхозтоваропроизводитель, по каким критериям он определяется... Установлено, что должна делать федеральная власть, а что - региональная. Появился закон, в соответствии с которым должны работать и мы. Но пока созвучия с федеральной концепцией развития сельского хозяйства программные документы Архангельской области не имеют....

Да, наша область — не Краснодарский край. Мы неконкурентосопособны по всем видам сельхозпродукции. И сейчас стоит вопрос так — не развивать, а хотя бы сохранить то, что имеем. Для этого необходимо выбрать разумную стратегию, определив, что все-таки делать. Если этого не произойдет, сельское хозяйство Архангельской области будет потихонечку угасать и угасать...

Субсидирование на производство мяса, птицы и молока в Архангельской области не покрывает и 1% затрат, а в Европе дотируется на 35%. Если взять наших ближайших соседей - Вологодскую область, - то там на сельское хозяйство выделяется средств в три раза больше, чем у нас. И программы целевые там совершенно иные — понятные. Нам говорят, что там гораздо больше сельхозпроизводителей, объемы не те... Соглашусь. Но мы знаем и другое - за последние шесть лет по некоторым показателям сельское хозяйство Архангельской области сократилось чуть ли не в десять раз, например по поголовью скота. При этом аппарат чиновников остался на прежнем уровне. Содержатся какие-то непонятные госструктуры, контролирующие органы, которые, наоборот, мешают развитию. То есть деньги направляются не производителю...

Если внимательно читать программу развития сельского хозяйства России, там три-четыре ключевых направления. Одно из них - развитие сельских территорий, другими словами - инфраструктура, которая сейчас является определяющей для села.

Сюда можно включить строительство мостов, дорог, фельдшерских медпунктов. А в Вологодской области даже с газификацией села помогли - два километра газопровода провели за счет государства. Кроме того, построили малокомплектную школу в сельской местности, ввели жилья 4 с лишним тысячи кв метров. А у нас на покупку выделяется всего 4 млн рублей. Что это для области из 29 районов? В лучшем случае два дома.

Еще одно направление федеральной программы - обеспечение конкурентоспособности товаропроизводителя на основе финансовой устойчивости. Здесь в первую очередь встает вопрос о налоговом послаблении для начинающих производств. Если мы хотим развития производства, то должны сделать все, чтобы сократить налоговое бремя для той же фермы, которая открывается. Если это возможно — уменьшить те налоги, за которые отвечает регион. Если это право у субъекта отсутствует — выходить на уровень Федерации. Так делается в Европе. Но у нас налоги играют фискальную роль, а не регулируют развитие экономики, как во всем мире.

Государство получает от бизнеса прямую отдачу — рабочие места, нормальные зарплаты, подоходный налог. И как итог — снижение социальной напряженности.

- Архангельская область традиционно является зоной рискованного земледелия, так, может, и не стоит заниматься тем, что априори невыгодно?

- Просто нужна разумная политика. На любой территории сельское хозяйство имеет право на существование. Посмотрите на Финляндию. Какая там продуктивность молочного стада! Мы считаем нормальным удой в 7 тысяч литров молока на одну корову в год. Там такой показатель даже не рассматривается! 14 тысяч литров — вот это показатель! А у нас в среднем 2550 литра на одну корову. В Мурманске — 3,5 тысячи.

- Почему так происходит?

- Потому что нет нормальной кормовой базы. Плюс нечем косить, да и погода иногда вносит свои коррективы. Надо решить проблему с фондом фуражного зерна в Архангельской области...

Мы знаем прекрасно, что выпускаем продукцию высокого качества. Но она дороже, чем у тех же предприятий в Вологодской области. Сейчас, в условиях кризиса, будет складываться такая ситуация, когда люди будут покупать продукцию, которая прежде всего дешевле, хотим мы этого или не хотим.

В сегодняшних реалиях конкурировать по ценам с Вологдой мы не можем. Нам нужно привезти сюда корма, комплектующие, заплатить за электроэнергию. Парадокс в чем: в этом году тарифы на электроэнергию для сельхозтоваропроизводителей и промышленности сравняли. Разве на селе богато стали жить? Стали конкурентоспособными и прибыльными?

Уверен, что мы должны и можем пробить такие условия программы по принципу софинансирования, чтобы помочь нашим предприятиям. И тогда, условно говоря, 1 рубль даст субъект, 10 рублей — Федерация.

А если мы пишем в программе «химическая мелиорация почв», а в федеральной программе такого направления нет, то кто нам даст деньги?

В областной программе есть статья «Информационное обеспечение товаропроизводителей», а ожидаемый эффект — доступность кредитных средств. Что это такое? Телефон ставить, компьютер покупать, газеты носить - и сразу кредиты доступны будут? Не смешно?

Подход к сельскому хозяйству должен измениться — нужно строить дороги, вводить новые технологии, менять систему образования, но самое главное — пересматривать управление. Проблема в том, что в большинстве своем управлением сельского хозяйства занимаются люди далекие от него и временные.

- Разве во всех направлениях сельского хозяйства в регионе все так плохо?

- Я когда читаю публикации — просто поражаюсь. Всегда стрелка вверх и все растет. Но смотрим — поголовье скота сокращается, процент убыточных предприятий огромен, кредиторская задолженность растет, нам же продолжают заявлять, что все хорошо. Однако надо честно сказать — все тревожно.

Нам говорят, что жилищное строительство будет локомотивом. Да не будет этого! А вот если мы сельское хозяйство разовьем, оно может оказать существенное влияние на всю экономику области. Сельское хозяйство — это оборудование, а значит, задействовано машиностроение и металлургия, подключается пищевая и перерабатывающая промышленность. Это рабочие места, развитие села и, наконец, продуктовая безопасность. Ни одна отрасль не дает такой отдачи.

- В СМИ проходила информация о том, что сельхозпроизводители уже получили субсидии из бюджета. Это так?

- Прямые субсидии - компенсации кредитных ставок из бюджета - в полном объеме предприятия до сих пор не получили. В прошлом году 2/3 выплачивала Федерация, а 1/3 возвращал бюджет региона. В этом году 80% компенсирует федеральная казна, 20% - областной бюджет. Компенсации из бюджета Архангельской области до сельхозпроизводителей с горем пополам дошли, остальные — нет. На разработку механизма возврата уходит несколько месяцев...

И если наша птицефабрика взяла два года назад кредит под 19%, а компенсируется 11%, то еще остается 7%. Значит, минимум 7% нужно иметь рентабельности, чтобы отдать эти деньги. А у львиной доли предприятий нулевая рентабельность. Плюс ко всему — бюрократическая волокита, которая съедает и деньги, и время.

Неужели не проще сразу выдавать кредит под 3%, чем писать такое море бумаг и задействовать десятки людей в проверках хозяйств?

Сейчас я возглавляю комитет по АПК Союза промышленников и предпринимателей Архангельской области. В союз уже вошло 11 сельхозтоваропроизводителей региона.

Союз является членом Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), возглавляемого Шохиным. Эта структура, одна из немногих, имеет аккредитацию на право внесения изменений в федеральные программные документы развития сельского хозяйства. Для нас это реальный шанс чего-то изменить...

 





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей