ИЛИМ-ПАЛП_2020
Финам

«Мусорная» реформа в Поморье: неясные схемы или домыслы «доброжелателей»?


Анастасия НЕЗГОВОРОВА | 15.04.2021 16:39:25
«Мусорная» реформа в Поморье: неясные схемы или домыслы «доброжелателей»?

Работа регионального оператора в сфере обращения с отходами - ООО «ЭкоИнтегратор» - в Архангельской области сопровождается конфликтами с  участниками рынка. В частности, вновь появились заявления компаний о долгах за перевозку ТКО. В ответ на это регоператор ссылается на недополученные платежи от потребителей, которые не позволили своевременно рассчитаться с транспортниками. Все ли в этой истории так однозначно?


Конфликт на старте

Взаимоотношения с местными перевозчиками у регионального оператора не заладились еще до начала «мусорной» реформы в Архангельской области. В конце 2019 года «ЭкоИнтегратор» провел аукционы на сбор и перевозку ТКО, но все торги признали несостоявшимися. По ряду направлений регоператор в итоге заключил договоры на транспортировку отходов с «Экопрофи», а оно, в свою очередь, с местными перевозчиками.

Компании-участники региональной Ассоциации операторов твердых коммунальных отходов написали открытое обращение к губернатору, в котором просили отложить начало деятельности ООО «ЭкоИнтегратор» на полгода. Перевозчики усомнились в «Экопрофи»: они не были уверены в том, что эта компания сможет нести ответственность по своим обязательствам. В итоге ситуацию удалось урегулировать, и 1 января 2020 года реформа стартовала.

Однако спустя время транспортные компании направили жалобы в Федеральную антимонопольную службу, которая в результате нашла нарушения при проведении торгов на перевозку ТКО. ФАС сделала вывод, что регоператор так организовал аукцион, чтобы в последующем транспортировать отходы самостоятельно или с привлечением иных субъектов, но на условиях, которые выгодны ему самому. Регоператору было предписано провести аукционы повторно.

Торги прошли в конце 2020 года. По многим направлениям победителем стал все тот же «ЭкоПрофи»: теперь компания занимается перевозкой отходов в Архангельске, Новодвинске, Приморском, Мезенском, Лешуконском, Пинежском, Холмогорском, Шенкурском, Вельском и Виноградовском районах. Таким образом, деятельность «Экопрофи» охватывает большую часть районов области.

Долги за перевозку

Будучи еще транспортным оператором, ООО «ЭкоПрофи» не расплатилось в полном объеме с местными компаниями. В мае 2020 года перевозчики снова обратились к главе региона и перечислили свои проблемы во взаимоотношениях с регоператором и с оплатой услуг по транспортировке отходов, а также заявили о том, что находятся на грани банкротства. Среди этих компаний было ООО «ЭкоСинтез».

«Работа «ЭкоСинтеза» в качестве перевозчика ТКО началась достаточно бодро. Мы начали вывозить отходы в Новодвинске, затем по просьбе регоператора приобрели технику для Котласа и Котласского района. Как и остальные перевозчики, мы работали не напрямую с «ЭкоИнтегратором», а с компанией-прокладкой «Экопрофи» - так назвал ее сотрудник прокуратуры Архангельской области, - рассказал представитель ООО «ЭкоСинтез» Максим БАРБОЛИН. - Вскоре начались проблемы с оплатой. Были небольшие авансы, но они не компенсировали расходы на обслуживание техники, оплату труда. Наши услуги не оплачивались должным образом, поэтому в мае мы приостановили работу».

К такой ситуации привели неясные условия договоров на перевозку отходов между ООО «Экопрофи» и местными компаниями. Однако у перевозчиков просто не было времени на пересмотр условий. По словам Максима Барболина, договоры прислали в самом конце 2019 года, на согласование оставалось буквально 2-3 дня.

После приостановки деятельности «ЭкоСинтез» стал добиваться оплаты услуг, претензионная работа не увенчалась успехом, и в итоге выяснять отношения компании продолжили в суде.

«Фактически «ЭкоСинтез» оказывал услуги «Экопрофи», однако «ЭкоИнтегратор» выдал нам независимую гарантию, на основании которой обязан отвечать в случае неоплаты услуг. «Экопрофи» расчет не произвел, более того, руководитель этой компании в средствах массовой информации утверждал, что местным компаниям даже переплатили, - добавил Максим Барболин. - Однако суд согласился с нашей позицией и постановил взыскать с ООО «ЭкоИнтегратор» в пользу «Экосинтеза» 11 025 588 рублей долга. Это решение в апелляционной инстанции обжаловали мы, «ЭкоИнтегратор» и «Экопрофи». Мы считаем, что долг перед «ЭкоСинтезом» больше, а регоператор и «Экопрофи» уверены, что они нам вообще ничего не должны. Суд апелляционной инстанции оставил решение в силе. Но средства нам так и не поступили. Сейчас это решение обжалуется в кассационном порядке».

Как сообщили «БК» в пресс-службе ООО «ЭкоИнтегратор», вместе с подачей жалобы «во избежание недобросовестных действий со стороны ООО «ЭкоСинтез» регоператор разместил на депозите кассационного суда денежные средства в размере удовлетворенных требований и подал ходатайство о приостановке исполнения судебного акта до рассмотрения дела в этой инстанции.

Кто кого обанкротил?

«ЭкоСинтез» готовит новые иски к регоператору, планирует начать процедуру признания его банкротом.

«Мы считаем, что компания «ЭкоИнтегратор» должна нам около 30 млн рублей. Перспектив того, что они намерены выплачивать эту сумму добровольно, нет. С нами на контакт никто не выходит. Поэтому мы рассматриваем возможность подачи в суд заявления о признании регоператора несостоятельным», - отметил представитель «ЭкоСинтеза».

В компании «ЭкоИнтегратор» слухи о возможном банкротстве называли домыслами «доброжелателей», которые слишком преувеличены и не соответствуют реалиям.

«Если же суд кассационной инстанции встанет на сторону ООО «ЭкоСинтез», обеспечительный платеж будет отправлен этому обществу, тем самым полностью закрыв обязательства регионального оператора перед ООО «ЭкоСинтез» и нивелировав какие-либо притязания на банкротство. В отношении самого общества также уже подано заявление о признании его несостоятельным (банкротом)», - добавили в компании «ЭкоИнтегратор».

Представитель «ЭкоСинтеза» подтвердил: действительно, такой процесс имеется, однако он производный.

«Нас вогнали в такую ситуацию, перестав платить, а мы в свою очередь не смогли рассчитаться с компаниями, которых нанимали сами. В частности, возник долг перед «Гераклом». Как только мы получим средства от «ЭкоИнтегратора», задолженность перед субподрядчиком будет полностью погашена. Так что история с возможным банкротством «ЭкоСинтеза» бесперспективна», - уверен Максим Барболин.

Нашли виноватых

На фоне истории с возможным банкротством и задолженностью перед бывшим перевозчиком «ЭкоИнтегратор» заявил, что в ситуации виноваты... местные жители.

«Общий долг населения за вывоз ТКО в Архангельской области составил 317 млн рублей. Недополученные региональным оператором платежи не позволили своевременно рассчитываться с транспортными компаниями, - сообщает пресс-служба ООО «ЭкоИнтегратор». - В 2020 году деятельность перевозчиков контролировал единый транспортный оператор ООО «ЭкоПрофи», он же производил расчет с ними. Но в прошлом году перевозчики недополучили 46,5 млн рублей за транспортирование ТКО. В текущем году эту задолженность должны были погасить в марте, однако ООО «ЭкоПрофи» сам недополучил 245 млн рублей от регионального оператора из-за неплатежей населения».

История достаточно загадочная, ведь изначально в договорах, которые транспортный оператор заключил с местными перевозчиками, закреплялась оплата в виде процента от платежей, собираемых с потребителей. И как в таком случае можно высчитать «недополученные средства»?

Более того, недавно в Архангельской области тариф был пересмотрен в сторону уменьшения, что подтвердило: часть населения больше года переплачивала за услуги. Разумно ли в такой ситуации ссылаться на недобросовестность жителей? А может, всему виной неясные схемы работы в деловом поле? Конфликты в этой сфере не утихают, однако регоператор всегда находит, как переложить ответственность на других.

Y_izbrannoe.jpg





Возврат к списку

Тест-драйв «БК»

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2021 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей