Наталья ПАНКРАШКИНА | 06.11.2009 11:56:59
Почему Архангельской области выделили в два раза меньшую сумму средств, против заявленной в Фонд содействия реформированию ЖКХ? Как решается вопрос перевода Архангельской ТЭЦ на газ? Где регион найдет 5 миллиардов рублей на перевод котельных на биотопливо? Об этом еженедельнику «Бизнес-класс» рассказал заместитель губернатора Архангельской области по ТЭК и ЖКХ Алексей ВЕРЕЩАГИН.
- Алексей Федорович, на посту заместителя губернатора вы уже более трех месяцев. С какими проблемами пришлось столкнуться? На что обращаете внимание в первую очередь?
- В сфере ЖКХ нет важного и второстепенного. Все вопросы и проблемы, которые приходится решать, касаются людей, поэтому они все важны.
Пристальное внимание уделяется завозу топлива в районы области, работе котельных, обеспечению населения горячей водой и теплом. Решаются вопросы по газификации и проведению капитальных ремонтов в жилых домах. Несомненно, ни один из этих вопросов не может подождать.
- В этом году на капремонт в многоквартирных домах Архангельская область получила 651 млн рублей от Фонда содействия реформированию ЖКХ. Но эта сумма почти в два раза меньше той, на которую мы заявлялись. Почему?
- В начале года мы рассчитывали получить из фонда 1,2 млрд рублей. Была составлена заявка. Область выполнила все условия, необходимые для получения федеральной поддержки, и отправила все документы в июне. Но с 1 июля фонд установил новые лимиты, и заявленную нами сумму сократили практически вдвое.
Чтобы не оставлять без ремонта дома, не попавшие в заявку в этом году, мы составили программу капитальных ремонтов на 2009–2010 годы. Все объекты, которые не получили финансирования в этом году, должны получит деньги в следующем. Я хочу подчеркнуть, что, несмотря на сокращение финансовой поддержки, Архангельская область – одна из тех, что смогла получить в середине августа запланированные средства. Хотя, к примеру, на Северо-Западе есть регионы, которые до сих пор не получают деньги и не работают с фондом.
Губернатор ставит задачу перед Правительством Архангельской области использовать любую возможность для привлечения федеральных денег. Капремонты в этом году планируется провести в 596 многоквартирных домах 32-х муниципальных образований. На сегодняшний день 89 домов уже отремонтированы. Еще в 466 жилых домах ведутся работы. В основном ремонтируют внутридомовые инженерные сети, крыши, утепляют и обновляют фасады.
Мы понимаем, что на данный период поддержка фонда – это фактически единственный источник, позволяющий проводить масштабные и комплексные капитальные ремонты многоквартирных домов. Если муниципальные образования не выполнят условия фонда и не завершат работы, то в следующем году рассчитывать на федеральную поддержку не стоит. Поэтому мы постоянно обращаем внимание глав муниципальных образований на ту ответственность, которая лежит на них.
- Насколько удачно проходит реформа ЖКХ в области? С какими трудностями пришлось столкнуться?
- В настоящее время вопросы содержания, ремонта жилищного фонда, обеспечения коммунальными услугами возложены на поселения. Реформа жилищно-коммунального хозяйства тесно переплетена со 185-м Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию ЖКХ». У нас есть муниципальные образования, активно реализующие 185-й Федеральный закон. Но есть и территории, которые пока выполняют не все его требования, в том числе Северодвинск, Новодвинск, Виноградовский, Няндомский, Красноборский, Вилегодский, Ленский районы.
Другая проблема связана с хроническим недофинансированием работ по капремонту и содержанию жилищного фонда, развитию, модернизации инфраструктуры, котельных, тепловых и водопроводных сетей. Десятками лет сюда ничего не вкладывалось, и уже сейчас мы пожинаем эти плоды. Учитывая масштабы, понятно, что за один год закрыть все эти «черные дыры» в системе ЖКХ мы не сможем. В то же время у нас есть достаточно мощный финансовый ресурс, позволяющий провести капиталоемкие и масштабные работы.
Стоит особо отметить, что выделяемые фондом средства на проведение ремонтов – достаточно большие деньги для региона, каких мы за всю современную историю не видели. Часть поселений уже поняла все преимущества, которые можно получить от сотрудничества с федеральным центром.
Сегодня уже более 30 поселений достаточно плотно занимаются вопросами реформирования ЖКХ, получают финансовую поддержку.
Но эта поддержка предоставляется в случае встречных шагов.
Помимо областного бюджета финансовое участие в программе должны принимать муниципальные образования и собственники жилья. Другой положительный момент видится в том, что, выполняя требования №185-ФЗ, мы создаем условия для реализации положений Жилищного кодекса. Нам удалось провести большую работу, и сегодня население уже ориентировано на проведение реформы.
Многие жители стали понимать, что их решение, как собственников жилья, является приоритетным в работе управляющих компаний. А это необходимое условие, которое ставит Фонд содействия реформированию ЖКХ для получения денег.
Так что первые шаги по проведению реформы на территории Архангельской области проходят успешно.
- Реальные поступления в областной бюджет оказались значительно меньше тех, что планировали получить. Какие статьи расходов могут подвергнуться корректировке?
- Еще в апреле областным Собранием депутатов рассматривались изменения в бюджет. На весенней сессии были приостановлены многие программы. К сожалению, это коснулось и программ, реализуемых департаментом ТЭК и ЖКХ. Речь идет о газификации, запланированных мероприятиях по модернизации электрических сетей и объектов коммунальной инфраструктуры.
Все понимают, что приоритетным сегодня является выполнение социальных обязательств. Но губернатор не снимает с нас ответственности за состояние коммунальной инфраструктуры, газификацию и решение других задач. Поэтому в нынешних условиях мы ориентируемся, прежде всего, на внебюджетные источники. К примеру, для продолжения газификации, модернизации котельных ведется работа с инвесторами, идет поиск концессионеров.
- В этом году Архангельская ТЭЦ должна была частично перейти на газ. Но этого не случилось...
Магистральный газопровод подведен к Архангельску. Сегодня практически завершены все работы на двух газораспределительных станциях. В этом году планировалось перевести на газ один котел Архангельской ТЭЦ. Но в силу ряда объективных и субъективных причин этого не произошло…
В начале октября вопрос перевода на газ АТЭЦ обсуждался губернатором Ильей Михальчуком с управляющим директором ТГК-2 Владимиром Мокрицким и председателем совета директоров ТГК-2 Андреем Королевым. Перевод ТЭЦ согласован с энергетиками, но необходимо доработать отдельные пункты программы газификации. В ходе встречи было принято совместное решение, которое мы согласуем с газовиками, о полном переводе Архангельской и Северодвинской ТЭЦ на газ к отопительному сезону следующего года. По крайней мере, такие договоренности есть с ТГК-2.
Со своей стороны область выполняет все условия, которые нужны для реализации этого проекта, потому что перевод этого крупнейшего производителя тепловой и электрической энергии на газ является для нас важной задачей. Газификация позволит улучшить экологическую ситуацию в городе.
Кроме того, неоспоримое преимущество этого вида топлива - надежность подачи. В то время как при завозе транспортом необходимо найти подвижной состав, суда в самое дефицитное время, проконтролировать вопросы погрузки-отгрузки, решить множество других проблем. Что касается тарифов, то при переходе на газ вряд ли произойдет их снижение, но темпы роста нам удастся замедлить.
Все понимают, что прокладка газопровода, строительство газораспределительных станций - это деньги. И немалые. «Газпром» уже инвестировал в проект порядка 43 млрд рублей, которые и по закону, и по логике мы должны вернуть. Возврат вложений возможен через инвестиционную составляющую в тарифах, поскольку своих денег на строительство столь больших объектов у области нет. Но даже при таком раскладе вырабатываемая с помощью газа электрическая и тепловая энергия не будет дороже той, что получается при сжигании угля или мазута.
- Архангельская область выбрана своеобразной экспериментальной площадкой по переводу котельных на биотопливо. Есть уже конкретные успехи?
- В этом году разработанный нами проект был рассмотрен и одобрен в федеральных структурах. Решением первого заместителя председателя Правительства РФ Виктора Зубкова утвержден состав межведомственной рабочей группы для разработки и реализации проекта под руководством губернатора Ильи Михальчука. Соответствующая группа создана и в Архангельской области.
Напомню, мы подготовили две концепции. Первая предполагает перевести на сжигание отходов от деревообработки и лесопиления 110 котельных в нескольких районах области. Это позволит улучшить экологическую ситуацию, более рационально использовать лесные ресурсы, замедлит темпы роста тарифов.
Вторая – более скромная. По этому варианту количество котельных, которое планируется перевести на биотопливо, гораздо меньше. Сегодня мы пытаемся войти в инвестиционные проекты, которые реализуются по инициативе Правительства РФ. Ведется активная работа с концессионерами, инвесторами. Для нас наибольший интерес представляет перевод на биотопливо 110 котельных. Но стоимость всех работ составляет 5 миллиардов рублей. И главная задача для области – найти эти средства. Вхождение в существующие инвестиционные проекты подразумевает софинансирование в размере 22% со стороны области. Для регионального бюджета в нынешних условиях это большая сумма.
В конце октября губернатор по поручению первого заместителя председателя Правительства РФ Виктора Зубкова докладывал о реализации проекта на заседании Совета по развитию лесного комплекса. Там же был поднят вопрос об изменении подходов к финансированию данной концепции. По итогам работы Минрегиону, Минфину и Минэнерго было поручено рассмотреть альтернативные возможности выделения средств на эти цели. Если деньги будут получены, это позволит приступить к реализации проекта. Но для того, чтобы его завершить, нам необходимо участие инвесторов, и мы готовы индивидуально работать с каждым из них.