На днях в Минстрое России прошло селекторное совещание с регионами по поводу привлечения частных инвестиций в коммунальное хозяйство с использованием концессионных соглашений. Министерство продолжает последовательно внедрять эту форму государственно-частного партнерства.
– Надо отметить, что правовая база в области концессионных соглашений сегодня соответствует лучшим мировым практикам – и в части прозрачности процедуры, и тарифного регулирования, и четко установленной ответственности сторон, – цитирует слова генерального директора Ассоциации «ЖКХ и городская среда» Алексея МАКРУШИНА ИА «Регнум». – Важно, что при работе в соответствии с этой правовой формой оператор-инвестор в собственность активы предприятия ЖКХ не получает.
Генеральный директор Ассоциации «ЖКХ и городская среда» также подчеркнул, что производственные и инвестиционные программы концессионер реализует только после согласования с концедентом — администрацией города или субъекта РФ, а тариф на услуги регулирует региональное подразделение ФАС, так что его неконтролируемый рост невозможен.
В качестве позитивного примера Алексей Макрушин привел концессию «Водоканала» в Архангельске. Однако он отметил, что даже очевидная выгода соглашения (концессионер согласился принять на себя долги муниципального предприятия в размере около 1,3 млрд рублей) стала предметом политически окрашенной риторики в СМИ.
– Большим препятствием для концессий является позиция местных властей и групп интересов, – резюмировал Алексей Макрушин. – Вместе с тем, очевидно, что механизм концессий запущен — в нем разобрались и банки, и органы власти, и сами инвесторы. Дальнейшее совершенствование процесса позволяет всем его участникам рассматривать серьезные сроки сотрудничества, говорить о возможности фундаментальных инфраструктурных изменений на десятилетия вперед. Другой альтернативы изменить сферу ЖКХ сегодня нет.
Отметим, что на фоне появившихся в СМИ обсуждений о наличии такой альтернативы в форме инвестиционных соглашений делаются ошибочные выводы о том, что инвестпроекты якобы помогут сэкономить бюджетные средства регионов. Поясним: как концессионер, так и инвестор рассчитывают возврат инвестиций через получение дохода, то есть регулируемый тариф. И при проведении конкурсов на оказание услуги в сфере ЖКХ решающее значение имеет то, кто предложит меньшую расчетную стоимость услуги, то есть меньший тариф.
Существенным преимуществом концессионных проектов при этом остается и тот факт, что введенные в эксплуатацию объекты инфраструктуры по условиям концессионного соглашения переходят в собственность субъекта Федерации.