Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА | 06.08.2010 03:03:30
«Пятилетку - в четыре года!» - иронизируют противники реформы системы высшего образования. Однако установленный Правительством РФ срок окончательного перехода всех вузов страны на цепочку «бакалавриат - магистратура» уже на подходе. Кого «на выходе» будут получать работодатели? Свое мнение высказывает один из ведущих экономистов Северного (Арктического) федерального университета, профессор, заслуженный экономист РФ Александр ПЛАСТИНИН.
- Александр Викторович, кафедра менеджмента института экономики С(А)ФУ, которой вы заведуете, в этом году выпустила первых бакалавров. Нет ощущения, что четырех лет обучения маловато?
- Это зависит от того, зачем конкретному человеку нужен диплом. Поначалу я не был сторонником Болонского процесса. По образованию я инженер и хорошо помню, что первые четыре года в институте провел сидя за партой. А вот на пятом курсе была практика — производственная, преддипломная... И именно тогда я по-настоящему понял, как работает завод. Поэтому когда стали обсуждать перспективу введения бакалавриата, было страшновато. Конечно, теоретическую часть можно сократить, но в любом случае человек получит меньший объем знаний. Другое дело, что многим этого будет вполне достаточно.
- «Многим» - это кому?
- Есть большая категория людей, которые получают образование ради образования. И в принципе это неплохо: чем больше в стране образованных граждан, тем выше уровень жизни. Но, с другой стороны, получается, что государство учит людей за бюджетные деньги, тратит огромные силы, а знания остаются невостребованными.
Получив диплом, выпускники идут работать, скажем, обычными продавцами или секретарями. Для этого не надо учиться пять лет. Многие женщины после вуза сидят дома, посвятив себя семье, которой хватает доходов супруга. Можно еще привести примеры. Бакалавриат, давая полноценный диплом, «экономит» год и для человека, и для системы образования. А для тех, кто хочет большего, к бакалавриатам нужно срочно «пристраивать» магистратуру. Опасность заключается в том, что если мы с этим затянем, получится шаг назад, а не вперед.
- Вы говорите - срочно. А почему получилось так, что первые бакалавры и в ПГУ, и в АГТУ не имели возможности сразу поступить в магистратуру? Время ушло...
- Так, не слишком гладко, начала перестраиваться система высшего образования. Вузам была дана установка: сначала доучить первых бакалавров, а потом открывать магистратуры. Быстро это не делается, и где-то получился разрыв. Но небольшой. В АГТУ, к примеру, одним из первых бакалавров начал выпускать лесоинженерный факультет (природных ресурсов), и сейчас он уже выпускает магистров.
- И в чем, на ваш взгляд, плюсы магистратуры?
- Магистратура - для тех, кто планирует преподавать, заниматься научно-исследовательской деятельностью, кто хочет прийти на производство в качестве топ-менеджера, а не простым исполнителем.
Во-первых, магистратура предполагает значительно более индивидуальное обучение. Я сорок лет преподаю в институте и знаю: 20 студентов - это норма, 30 - уже тяжело, больше - группа распадается. В институте экономики в этом году открывается первая магистратура - по менеджменту, и набираем мы туда всего двадцать человек.
Во-вторых, по сравнению с традиционным студенческим обучением в магистратуре много часов выделяется на самостоятельную работу. Это уже не тот случай, когда знания «вдалбливаются»: преподаватели именно помогают изучать предметы.
В-третьих, магистратура предусматривает большой объем научной деятельности, исследовательской и научно-педагогической практики. Даже выпускная работа называется «магистерская диссертация»: я бы сказал, это нечто среднее между обычным студенческим дипломом и кандидатской диссертацией.
- А сколько бюджетных мест планируется в магистратурах С(А)ФУ? И дорого ли обойдется диплом для желающих учиться на коммерческой основе?
- Везде по-разному. У нас в магистратуре по менеджменту бюджетных и платных мест сейчас - пятьдесят на пятьдесят. А стоимость обучения примерно такая же, как для студентов бакалавриата и специалитета. Есть конкурс, есть необременительные вступительные экзамены - проверка знаний в объеме имеющегося диплома. Даже для тех, кто обучался у нас.
- Как быть с тем, что большинство людей, которые уже отучились как минимум четыре года в вузе, не готовы и дальше целыми днями сидеть за партой — если только параллельно с работой?
- Это учитывается. Во многих магистратурах занятия проводятся по вечерам и в выходные дни. Возможно, выпускники специалитетов получат право заканчивать магистратуру за полтора года. Пока же срок обучения единый для всех - два года. Но дело того стоит.
- Вы упомянули «специалитет». Сейчас специалистами называют тех, кто отучился в вузе «классические» пять лет. Все идет к тому, что жить этой форме обучения осталось недолго?
- Да, специалитет «потеряется» - процесс уже идет. У нас на некоторые специальности по этой форме обучения уже нет бюджетного набора. Хотя жаль: по моему мнению, форма тоже неплохая.
- А как в новую систему вписывается аспирантура?
- Это звено «советской» высшей школы остается. В аспирантуру может поступить человек, закончивший магистратуру или специалитет. На счет выпускников бакалавриата - пока точно сказать не могу. Осенью выяснится, оставят ли для них эту возможность.
- Как вы считаете, работодатели уже взяли в привычку «разглядывать» дипломы тех, кто приходит к ним устраиваться, или в большинстве своем рассуждают традиционно: «вышка», она и есть «вышка»?
- Госсектор, уверен, среагирует быстро. В системе органов власти уровень диплома принципиально определяет возможности для карьерного роста. Так же, как и в госкорпорациях. Здесь магистрам однозначно будут отдавать предпочтение перед специалистами или бакалаврами.
Для бизнеса, на первый взгляд, это менее актуально. Рядовым предпринимателям все равно, какое образование у его продавцов и рабочих — лишь бы дела шли в гору. Но дальше зависимость четкая: чем крупнее компания, тем больше в ней обращают внимание на диплом потенциального сотрудника. Диплом - это как визитная карточка для того, чтобы зарекомендовать себя в короткий срок.
- К слову, как вы относитесь к тому, что многие стремятся получить диплом или ученую степень только ради «красоты визитки»?
- Да, есть люди, которые защищают кандидатскую диссертацию для престижа, в том числе политики, звезды шоу-бизнеса... Это еще далеко не самое плохое явление. Магистр - тоже звучит отлично и дается меньшим потом и кровью — наверное, кто-то будет рассуждать и так.
- Мы говорим о том, что при новой системе выпускники вузов будут получать дипломы, которые котируются на Западе, отвечают международным стандартам. Как вы считаете, стоит ли в связи с этим всерьез опасаться нового оттока высококвалифицированных специалистов из области - в российские мегаполисы, за границу?
- Когда мы вступили в Болонский процесс, как вы помните, возникло два лагеря. Одни твердили, что мы должны стать «своими» в Европе. Другие - что подготовка специалистов для Запада не в наших интересах: себя бы кадрами обеспечить.
Я придерживаюсь, скорее, второй точки зрения. Но нравится нам это или нет, глобализация идет, международное сотрудничество развивается. Если мы займем крайнюю позицию - проиграем. Надо посмотреть на этот процесс с другой стороны. Когда мы окончательно перейдем на новую систему, учась в вузе человек сможет, скажем, провести семестр в Германии, год в Финляндии, а потом без временных потерь продолжить образование в России. Разве это не здорово? А кто хочет уехать - все равно уедет.
О втором принципиальном преимуществе мы уже говорили. Ни один абитуриент заранее не знает, как сложится его судьба. Шесть лет в вузе или четыре - большая разница. И новая система оставляет ему этот выбор.
© Фото: Алексей Липницкий