Анастасия НЕЗГОВОРОВА. Фото автора | 04.10.2024 17:56:28
В Высшей школе рыболовства и морских технологий Северного Арктического федерального университета имени М. В. Ломоносова появился новейший навигационный тренажёрный комплекс. Свои навыки на нём будут оттачивать будущие капитаны и члены экипажей морских судов. Приобретение тренажёра стало возможным благодаря развитию сотрудничества университета с ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ», представители которого в эти дни ознакомились с инфраструктурой вуза.
Делегация ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» во главе с генеральным директором Олегом ТРЕТЬЯКОВЫМ посетила САФУ имени М. В. Ломоносова. Предметное знакомство с возможностями арктического вуза началось с посещения Высшей школы рыболовства и морских технологий.
Напомним, что раньше это был филиал Мурманского государственного технического университета. В 2021 году техникум официально вошёл в состав САФУ. Здесь готовят моряков, судоводителей, техников, судомехаников. Высшая школа имеет статус морской образовательной организации. А с прошлого года началась реализация программы бакалавриата «Водные биоресурсы и аквакультура». В новых экономических реалиях актуальность судоходства и рыбной отрасли возрастает, поэтому развитию этого подразделения вуз уделяет особое внимание.
«Созданы все условия для качественной подготовки кадров. Модернизирован тренажёр для подготовки судоводителей, а два года назад появился полномасштабный тренажёр машинного отделения и судовых энергетических установок, позволяющий имитировать различные двигатели и энергосистемы, которые используются на флоте, – рассказал представителям компании «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» директор Высшей школы рыболовства и морских технологий САФУ Александр ЧЕКАЛИН. – Мы планомерно улучшаем материально-техническую базу. К 85-летию учебного заведения, которое отмечаем в этом году, готовим к открытию музей. В целом за последние три года именно в нашу высшую школу вложено около 350 миллионов рублей».
Виртуальное судно для будущих капитанов
Александр Чекалин также продемонстрировал возможности нового навигационного тренажёрного комплекса, который был приобретён благодаря предприятию «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ». Комплекс состоит из нескольких мониторов, на которые выводится изображение того, что видит перед собой экипаж, находясь в рубке. К слову, в него уже загружена акватория Архангельска. Перед экранами – точная копия системы управления судном, включая штурвал.
Тренажёр точно имитирует все системы, имеющиеся на капитанском мостике: электронную картографию, радиолокационную систему, систему автоматической радиолокационной прокладки. Здесь будущие капитаны и члены экипажей морских судов смогут оттачивать навыки маневрирования и управления судном, организации действий команды мостика, реагирования на сигналы тревоги, обеспечения безопасности мореплавания с использованием современных средств навигации.
«Новый тренажёр можно интегрировать с тренажёром машинного отделения и судовых энергетических установок, что позволит нам воплотить концепцию «виртуального судна», на котором ребята могут нести практически полноценную вахту. Судоводители – на судовом мостике, машинисты – в машинном отделении. Находясь в разных помещениях, курсанты будут координировать действия друг друга, выполнять совместные задачи, как на реальном судне», – пояснил Александр Чекалин.
Добавим, что у вуза есть планы по созданию на базе Высшей школы рыболовства и морских технологий берегового учебно-тренажёрного центра для специалистов морского, речного, рыбопромыслового флота, работников портовых инфраструктур и личного состава экстренных и чрезвычайных служб, ведущих деятельность в Арктике.
По системе «предприятие – вуз»
Подводя итоги посещения высшей школы, генеральный директор «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» Олег Третьяков отметил, что у нефтяников, научного сообщества и представителей других отраслей общая миссия – развивать арктические территории России, внедрять инновационные технологии, создавать комфортные условия для работы. Предприятие уделяет большое внимание подготовке специалистов, технической базе вузов.
«Кадры решают всё – это факт. Сегодня нет борьбы за технологии – их много, и они достаточно доступны. Зато есть проблема с кадрами: как со средним звеном, так и с высшим. С учётом небывалого роста экономики, требуется больше рабочих рук, профессионалов, обладающих новыми компетенциями, – подчеркнул генеральный директор «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ». – Нам как работодателю важно, чтобы специалист, который приходит на наши предприятия, был грамотным и умел работать с новейшими технологиями. Новый тренажёр поможет в подготовке высококвалифицированных специалистов в судоходстве, где, как и в нефтегазовой отрасли, профессионализм решает многое».
Позднее во время встречи Олега Третьякова с главой региона Александром ЦЫБУЛЬСКИМ обсуждалась совместная инициатива предприятия и вуза по разработке практико-ориентированной программы обучения по системе «предприятие – вуз». Благодаря ей студенты под наставничеством профессионалов начинают работать на предприятии уже на этапе получения образования.
«Рассматриваем возможность набора группы из 20–25 человек с организацией для них транспортного обеспечения и направлением на работу вахтовым методом. Реализовать этот проект планируем совместно с САФУ», – уточнил Олег Третьяков.
Глава региона поддержал предложение руководства ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ», поскольку программа «предприятие – вуз» позволяет готовить высокопрофессиональных специалистов для наиболее востребованных отраслей экономики региона.
Научные перспективы
Как отметил исполняющий обязанности ректора САФУ Павел МАРЬЯНДЫШЕВ, вуз наращивает взаимодействие с «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» в области подготовки высококвалифицированных кадров, профориентационной работы.
«В Высшей школе энергетики, нефти и газа мы готовим специалистов для предприятий нефтегазовой отрасли, в том числе и для «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ». Впереди реализация программ повышения квалификации и переподготовки кадров на базе Центра развития компетенций НОЦ «Российская Арктика». Рассматривается возможность проведения корпоративной профориентационной школы для детей сотрудников предприятия», - рассказал Павел Андреевич.
Кроме того, разработан план совместных мероприятий в научной сфере, в который включены проекты по реверс-инжинирингу, анализу состава металлов в трубах и других металлоизделиях.
«На площадке научно-образовательного центра мирового уровня «Российская Арктика» учёные и практики исследуют возможность использования перспективных технологий при освоении нефтегазовых месторождений в Арктике. Они анализируют выпадение парафиновых веществ из пластовых нефтей при различном давлении и изменении температуры с помощью визуального и спектроскопического метода. Объектами для исследований стали производственные площадки ПАО «ЛУКОЙЛ», – уточнил Павел Марьяндышев.
Знакомство с научным потенциалом САФУ продолжилось в Высшей школе энергетики, нефти и газа. Представителям предприятия показали основные лаборатории этого подразделения вуза, рассказали об исследованиях, которые здесь проводятся.
«У нас есть совместные с предприятием наработки по исследованию асфальтенов и парафинов. В этом году планируем провести научно-исследовательскую работу по фазовому поведению асфальтенов и парафинов в пластовой нефти, – сообщил директор Высшей школы энергетики, нефти и газа САФУ Анатолий ПОПОВ. – Во время встречи главный геолог «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» назвал большое количество технологических проблем, существующих на объектах предприятия. Мы рассмотрим их более детально, чтобы понять, насколько сможем помочь в их решении».
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Павел МАРЬЯНДЫШЕВ, исполняющий обязанности ректора САФУ имени М. В. Ломоносова:
– Мы благодарны «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» за поддержку нашего университета: новый навигационный тренажёр стал хорошим подарком Высшей школе рыболовства и морских технологий к её 85-летию. Он поможет сделать подготовку будущих капитанов более качественной. И теперь у нас есть полный цикл симуляционной подготовки, позволяющий курсантам почувствовать себя, как на реальном судне. В программные модели загружено более 15 типов - от газовозов до сухогрузов. Так что ребята имеют возможность оттачивать навыки судоводителей и электромехаников. По запросу университета тренажёр оснащён ледовым модулем, имитирующим особенности прохождения судов по северным морям. Это актуально в условиях повышенного внимания к Северному морскому пути.