Татьяна ПОТАПОВА | 08.02.2013 07:10:55
Основной тенденцией уходящего года стало увеличение количества вакансий. В целом по стране их число выросло на 10%. Архангельская область не осталась в стороне от тренда: сегодня можно смело утверждать, что на региональном рынке труда правят соискатели. Работодатели, в свою очередь, стали терпимее к промахам своих сотрудников, гораздо охотнее инвестируют средства в обучение персонала, не спеша с ротацией кадров. Нового человека на место уволенного можно просто не найти...
По данным министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области на 1 января 2013 года, на одну вакансию в регионе претендует 1,4 человека, к марту этот коэффициент снизится до 1,2 человека на вакансию. Уровень регистрируемой безработицы в области на начало года составил 1,6% к численности экономически активного населения, что характерно для невысокого уровня напряженности на рынке труда. Работу ищут 10,7 тысячи человек. Впрочем, в первом квартале года центры занятости регистрируют сезонное увеличение числа безработных, так что, вероятно, к середине года их количество снизится.
Впоследствии дефицит кадров будет только нарастать - такой прогноз озвучили специалисты по отбору, обучению и управлению персоналом на деловом завтраке, организованном кадровым центром «Inka». Причины вполне объективные, и главная из них - резкий спад рождаемости, который наблюдался в стране лет 20 назад.
«Рынок труда провалился в демографическую яму, - говорит директор ООО «Инновационный Кадровый Центр» Светлана СВИРИДА. - И самый острый кадровый голод, в частности в Архангельской области, мы ожидаем в 2018 году. К 2030 году ситуация постепенно выравняется. Но в перспективе ближайших лет работодателям придется прилагать усилия, дабы удержать работников. Уволив сотрудника, будет довольно сложно найти ему лучшую замену».
Ситуация на рынке труда, по словам специалистов отрасли, обостряется несоответствием спроса и предложения: среди соискателей наиболее востребованы вакансии, которые практически не предлагаются работодателями. К примеру, клиенты кадрового агентства «Inka» в 2012 году чаще всего искали менеджеров по продажам, продавцов-консультантов и секретарей. В то же время соискатели хотели работать бухгалтерами, юристами и водителями (но только не в такси и на общественном транспорте).
Светлана Свирида отметила и еще одну интересную тенденцию: все чаще на женские, в понимании обывателей, должности секретаря и бухгалтера претендуют мужчины средних лет. Кроме того, популярными становятся смешанные должности.
«Работодатели активно ищут персонал, но далеко не всегда могут найти подходящего сотрудника. Это приводит к тому, что все чаще один работник совмещает функции нескольких специалистов: секретарь-референт, бухгалтер-кадровик или менеджер по персоналу и, например, арт-директор. Соответственно и требования к персоналу растут», - говорит директор кадрового агентства.
Для ищущих работу, напротив, характерны завышенные ожидания: люди не хотят много работать, но при этом требуют очень высокую зарплату. «Если еще два года назад студенты хотели стать бизнесменами, то сегодня все стремятся в госслужащие, - подметила Светлана Свирида. - Свой выбор объясняют просто: работа стабильная и денежная, а загруженность относительно невысока».
При этом все участники делового завтрака сошлись во мнении, что качество подготовки студентов оставляет желать лучшего.
«Программистов в вузах учат работать на программах 1С, которые несколько лет назад сняты с производства, - рассказывает директор по развитию ЗАО «АРБИС» Анна ТРЕСКИНА. - Таких специалистов просто невозможно принимать на работу. Поэтому, чтобы решить кадровую проблему в нашем отдельно взятом предприятии, мы запустили совместный с САФУ проект «Учись с АРБИС». Отбираем группу перспективных, на наш взгляд, студентов и силами собственного учебного центра, в котором преподают наши специалисты-практики, обучаем ребят. Воспринимаем эту работу как инвестиции компании в будущие кадры».
За три года существования проекта штат «Арбиса» пополнился 15 молодыми и действительно высококлассными специалистами.
«Полагаю, по схожей схеме могли бы начать работать и другие компании региона, испытывающие проблемы с подбором квалифицированных кадров. Такие инвестиции непременно окупаются», - считает Анна Трескина
Директор по развитию и персоналу ООО «АТМ-авто» Игорь НАЗАРЬИН продолжил тему обучения, но уже действующих сотрудников компании. Он обозначил проблему, актуальную для дилерских автоцентров.
«Требования поставщиков к дилерам постоянно растут: одним из обязательных условий является обучение персонала центра в головной компании, - рассказывает Игорь Назарьин. - К примеру, выход каждой новой модели автомобиля требует прохождения сотрудниками стажировки. Таким образом, мы несколько раз в год отправляем работников в Москву, оплата транспортных расходов ложится на плечи дилера и больно ударяет по бюджету».
По словам Игоря Назарьина, организация готова вкладывать средства в персонал, были бы гарантии. Однако трудовое законодательство не позволяет как-либо закрепить за сотрудником, прошедшим бесплатное обучение, обязанность по крайней мере год отработать в компании. В результате наблюдается текучка кадров.
«Специалисты в буквальном смысле кочуют из одного салона в другой в поисках лучших условий труда, - отмечает Назарьин. - Чем больше на руках сертификатов об обучении, тем ценнее сотрудник. Многие, накопив объемный пакет сертификатов, уезжают в крупные города. Там подготовленных специалистов, в которых уже не нужно вкладываться, с радостью принимают на работу. Архангельская же область с плохой экологией и высокими ценами на жилье просто не может конкурировать с большинством регионов в кадровом вопросе».
Следующий деловой завтрак состоится 7 марта и будет посвящен вопросам мотивации персонала.