ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
Новострой29

В Архангельске прошел Международный турфорум


Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА | 27.05.2011 08:40:52

25-28 мая в Архангельске прошел Международный туристский форум (ITFA) - по утверждению организаторов, первое мероприятие такого уровня в России, местом проведения которого стали не Москва или Санкт-Петербург. Программа получилась разнообразной, однако все, что касалось представления конкретно нашего региона, полностью отвечало фразе, сказанной губернатором Ильей Михальчуком в день открытия: с развитием туризма мы опоздали на целую жизнь.

Форум, организованный правительством области при поддержке Ростуризма, МИДа РФ и Всемирной туристской организации ООН, собрал более 400 участников из семи стран. Заявленная тематика, по словам начальника управления международных связей Ростуризма Валерия КОРОВКИНА, отвечает конъюнктуре рынка.
«Неосвоенных туристами мест в мире остается все меньше, и спрос на посещение северных, полярных территорий растет. На одном только Шпицбергене (Норвегия) в 2010 году «с ночевкой» побывало 77 тысяч человек», - отметил представитель ведомства.

В презентации нашего региона, подготовленной министерством по делам молодежи, спорту и туризму Архангельской области, упоминались единичные успешные инициативы малого и среднего бизнеса в Устьянском, Пинежском и Приморском районах, а также тупродукты кольцевого типа, курируемые Скандинавскими странами, в которых наша область участвует в основном благодаря Соловкам. Перспективные проекты областного уровня, в том числе связанные с арктическим туризмом, - пока на стадии мониторинга спроса и маркетинговых наметок.

Визитные карточки соседних регионов Северо-Запада РФ выгодно отличались конкретными финансовыми выкладками и сообщениями об уже реализованных совместных проектах  бизнеса и администраций субъектов.
Вологодская область, к примеру, принимает в год около 1,5 млн туристов. У каждого муниципального образования в регионе (как и в нашей области, их около 20) есть свой бренд: от Ферапонтова монастыря, включенного в федеральные списки объектов культурного наследия, до абстрактных «земель Золотой рыбки». В программе развития области экономика диверсифицирована по четырем кластерам: лен, лес, молоко и туризм. По кружевному промыслу и вотчине Деда Мороза разработаны отдельные долгосрочные целевые программы.

Создание и продвижение бренда «Родина Деда Мороза» обошлись вологжанам в 1,8 млрд рублей, и только 30% этих вложений – частный капитал. Зато на сегодняшний день готовый и уже окупившийся бренд привлек 3,3 млрд рублей инвестиций: на территории появится зоопарк, где разместят животных наших широт (лосей, лисиц, зайцев и других), а также Дворец спорта, бизнес-центр. Окупаемость проектов - 3-4 года. 
Архангельская область, колыбель подводного флота страны, еще только рассуждает об установке субмарины в качестве экспоната, а в Вологодской подобный проект уже работает.

В Республике Коми реализуется крупный инвестпроект по строительству мемориала, посвященного истории и жертвам ГУЛАГа. Параллельно на большой площади в Приполярном Урале создается парк отдыха с элементами финно-угорской культуры. Как пояснила замминистра экономического развития республики Ольга КАНАКОВА, «данные проекты связаны с рискованным вложением капитала, поэтому решение всех инфраструктурных, земельных вопросов администрация региона берет на себя».

По оценкам Ростуризма, туристический потенциал Мурманской и Архангельской областей также обращает на себя внимание, но такие преимущества, как более высокая, в сравнении с регионами Сибири транспортная доступность, партнерские связи со странами Северной Европы, наличие свободных территорий для строительства новых туркомплексов (чем уже не могут похвастаться вологжане и псковичи), регионами используются слабо. Предложения туроператоров однообразны, турпродуктов по принципу «все включено» практически нет. Недорабатывают и администрации областей: у регионов нет узнаваемого имиджа, а локальные брендовые программы полного представления о субъекте не дают.
Схожие суждения на форуме высказал эксперт из Москвы, генеральный директор ООО «RussiaDiscovery” Тимофей РОГОЖИН.

«Что касается северного и арктического туризма, у Архангельской области в России немало конкурентов. Уникальные этносы (эскимосы, эвенки, чукчи и другие), северное сияние, экзотические зимние спортивные развлечения — все это есть и в Якутии, и Ямало-Ненецком автономном округе, и на Чукотке. Кроме того, у Якутии и ЯНАО есть бренд «родины мамонтов»: туроператоры предлагают реальную возможность «поохотиться» на кости и бивни. Мурманская область уже известна в Европе как горнолыжный курорт, там же на широкую ногу поставлен турбизнес, связанный с ловом рыбы. Маркетинговые ходы «край земли», «край озер» используются всеми перечисленными регионами. Событийный («праздничный») туризм в девяти случаев из десяти – местечковый», - рассуждает эксперт.

Кроме того, в субъектах-конкурентах имеют место картельные сговоры транспортников и представителей гостиничного бизнеса. Главы регионов между собой общаются мало и не могут ответить на простой вопрос: а зачем им развитие туризма?

«Реальной составляющей экономики этих территорий туризм не будет, кто бы ими не руководил: пока гораздо проще держаться за счет природных ресурсов. Между тем, туризм может решать конкретные задачи, такие как развитие малого бизнеса, поддержка коренных народов. Сейчас же имеет место главным образом пиар чиновников с бесконечным перечислением уже имеющихся брендов, которые по большей части используются неэффективно», - подвел итог Тимофей Рогожин.





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2018 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5