ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Попутный ветер в паруса туризма


Сергей ЗВЯГИН, научный сотрудник Института экологических проблем Севера УРО РАН, мастер спорта СССР, яхтенный капитан. Фото Алексея Липницкого и из архива автора | 17.01.2016 01:40:00
Попутный ветер в паруса туризма

Российский Север, учитывая его географические особенности, обладает огромным потенциалом для развития как внутрироссийского, так и международного водного, круизного и экспедиционного туризма, современного яхтинга. Однако для практического воплощения этих идей необходимо, прежде всего, восстанавливать утраченные традиции, возрождать преемственность поколений: речь идет о формировании среды, связанной с возрождением и подъемом морской, поморской и парусной культуры в Беломорье.

Мы часто используем слово «Поморье». По-моры, По-морье, Бело-морье – во всех этих словах корень «море». А хождение по морю испокон веков было связано с парусами, где они не только служили как движитель, но и играли важную роль в становлении духовно-нравственных и волевых начал многих поколений людей, живущих у моря.

Преданность парусу, учтивость и честь

В пространстве Архангельска фактически присутствуют два взаимосвязанных понятия: территория и акватория. Отношение жителей города-порта к парусу как «культурному символу» выразилось образованием в Архангельске в 1911 году яхтенного клуба - учреждения, вобравшего в себя многие морские, культурные и парусные традиции. Важной стороной истории паруса в Архангельске является ее европейское яхтенное наследие.

В Европе с XVII века начали формироваться взгляды на использование небольших парусных судов для активного отдыха и спортивных состязаний. Первые клубы парусников, традиционно называемые яхт-клубами, были в первую очередь местом постоянных встреч друзей за общим столом. «Разумеется, компания отнюдь не ограничивалась уничтожением вкусных блюд и хорошего вина. Общность взглядов и интересов проявлялась при обсуждении различного рода вопросов политического, общественного, художественного, научного и хозяйственного характера», - пишет Влодзимеж Гловацкий в своей книге «Увлекательный мир парусов».

Затем, в ходе зарождения клубной организации яхтсменов, сформировались весьма характерные и устойчивые признаки. Ничего в этом движении не было навязано сверху; ничего не решалось исходя из теоретических предпосылок и надуманных идей, все складывалось самобытно и вытекало из очевидных нужд и характеров людей, постепенно рождались традиции и обычаи, поддерживаемые до сегодняшнего времени. Ведущую роль играли традиции влюбленности в свою яхту и ее экипаж, сознательной дисциплины и преданности парусу, учтивости и чести. Эти же традиции стали стимулом взаимного соперничества между клубами и, естественно, способствовали развитию парусных регат и соревнований, технической модернизации и усовершенствованию парусных судов.

Термин «яхтинг» принят давно в Европе и используется во всем мире. В Советском Союзе использовался один термин - парусный спорт, который подчеркивал, прежде всего, принадлежность этого вида спорта к олимпийской программе. Но, к сожалению, олимпийская программа (а точнее, ее «нехозяйское» исполнение) и «погубила» массовые национальные классы яхт, которые успешно строились до 70-х годов.
Яхт-клуб поднимает флаг

История Архангельского яхт-клуба начинается с 1911 года. Но еще раньше, в 1870-м, во время пребывания великого князя Александра Александровича в Архангельске, были проведены гонки на карбасах под парусами и веслами. Гонки проводились и в 1884 году во время празднования 300-летия города. Архангельск в то время представлял собой развитый торгово-промышленный центр и выглядел весьма респектабельно, о чем свидетельствуют фотографии тех лет. Коммерческие паровые и парусные суда, поморские шхуны, карбасы из местных деревень придавали городу особый колорит.

Жители немецкой слободы Архангельска, обрусевшие и «опоморенные» Русским Севером «немцы», хорошо знали традиции морской европейской культуры. Лев Лейцингер, известный яхтсмен и первый мастер спорта СССР в Архангельске, потомок знаменитого городского головы, рассказывал автору о том, что Архангельский речной яхт-клуб был занесен в Ллойдовскую книгу регистрации европейских яхт-клубов в Лондоне в 1911 году. И вовсе не случайно, что первыми учредителями Архангельского речного яхт-клуба были весьма респектабельные архангелогородцы и состоятельные люди с русскими, немецкими и европейскими фамилиями.

Что же способствовало созданию и организации яхт-клуба? Во-первых, сама среда города-порта. В 1904 году вышел закон «Об обществах и союзах», позволивший кружку любителей паруса, который уже имел флот в количестве 22 парусных яхт, организовать яхт-клуб. Это они положили начало строительству здания клуба, мола и пирса, строительству яхт, благо было где обосноваться, да и губернское и портовое начальство поощряло и поддерживало яхт-клуб.

Архангельский речной яхт-клуб был занесен в знаменитую Ллойдовскую книгу регистрации европейских яхт-клубов в Лондоне в 1911 году.

Вот что писала газета «Архангельск» в августе 1911 года (№ 191 от 28.08): «В понедельник 29 августа на пристани яхт-клуба (против мореходного училища) в 1 час дня будет совершен молебен, а затем будет торжественное поднятие флага Архангельского Я/К, ныне утвержденного морским министром. По сигналу пушечного выстрела будут подняты флаги на всех судах яхт-клуба. Вся пристань будет декорирована флагами. В тот же день предполагается парусная гонка». И в № 194 от 31.08: «29 авг. На пристани я/к состоялось торжественное официальное открытие Архангельского я/к. После молебна, под звуки оркестра и при салюте из пушки был поднят флаг. Все суда проходили мимо моторной шлюпки, на которой находился командор В.В. Гувелякен, и салютовали ему флагами. Была послана телеграмма Государю Императору с выражением верноподданнических чувств и морскому министру торговли, а также почетному члену я/к, архангельскому губернатору И.В. Сосновскому. В заключение всем гостям и членам я/к на пароходе «Гоголь» был предложен завтрак». Тот самый «Гоголь», который и сегодня в строю.

Конечно, не всегда в истории клуба было все гладко. С приходом большевиков и в период интервенции многие архангелогородцы, состоявшие членами яхт-клуба, покинули Россию. Яхт-клуб не раз переименовывали, передавали из одного ведомства в другое, но даже в трудное военное время он работал. Благодаря горожанам, которые любят и преданы парусу, клуб существует и сегодня.

А что сегодня?

Этот экскурс в историю важен для понимания смыслового содержания, которым обладают такие общественные институты, как яхт-клубы, федерации паруса, ассоциация морского наследия. Практическое воплощение традиций, смыслов, ориентаций, связанных с морским наследием Севера, может быть реализовано в создании сети историко-культурных морских центров на Русском Севере. Необходимо восстанавливать утраченные морские и поморские традиции, возрождать преемственность поколений, связанных с морскими профессиями. Речь идет о формировании среды, связанной с возрождением и подъемом морской, поморской и парусной культуры в Беломорье.

Север никогда не являлся только географическим понятием: он всегда был и другой, духовно-нравственной категорией. Север, и особенно Арктика, во все времена притягивал человека. В процессе продвижения человечества к высоким широтам Арктика становится частью культурного пространства, где мореплавание можно назвать его основой. Оно сохраняет и образует своеобразный характер среды и ментальность, присущие только северным приморским территориям. Среда формирует человека, выстраивает взаимоотношение человека и общества.

Если мы сегодня вновь обращаемся к Арктике, хотим сделать ее освоение национальной идеей и рассматриваем Север как национальное достояние, то во главу угла должны поставить вопрос о воспитании у молодежи интереса к этой теме.

Соловки и Архангельск с выходом в Арктику играют ключевую роль в привлекательности Российского Севера для туристов. Главными артериями для водных туристических маршрутов на Севере являются Беломорско-Балтийский канал и акватория Белого моря с выходом в Арктику.

Стратегия развития Арктической зоны, куда входят Архангельск и Архангельская область, предусматривает, кроме научно-технологического блока, развитие международного сотрудничества и сохранение Арктики в качестве зоны мира. Российский Север, учитывая его географические особенности, обладает огромным потенциалом как для развития внутрироссийского, так и международного водного, круизного и экспедиционного туризма, современного яхтинга.

Фото 2013 г. Яхты из Норвегии, Финляндии, Польши, Германии, России перед стартом в Арктику. Гости, прибывающие в Архангельск под парусами, вынуждены швартоваться у необорудованных причалов.

Сегодня регион пока не готов к приему таких туристов: нет инфраструктуры, должным образом оборудованных причалов, санитарно-бытового и технического обеспечения, отсутствует и собственный флот. Межведомственная разобщенность, а порой и элементарный непрофессионализм и дилетантство негативно сказываются на апробации новых подходов межотраслевой интеграции в туристической сфере, связанной с морем. Конечно, встает вопрос о привлечении бизнес-сообщества к данной теме и инвестиций со стороны государства.

«Поймать» туристов в сеть марин

Представляется, что решение данной проблемы лежит в поэтапном развитии условий для приема туристов в регионе, что и может создать благоприятные условия для формирования соответствующей среды по развитию яхтинга и водного туризма. В связи с этим организация и оборудование современных марин (стоянок судов) на Соловках и в Архангельске есть главное условие для приема туристов извне. Взаимодействие этих двух марин должно быть в управлении одной структуры - Центра развития парусного спорта, водного, яхтенного и экспедиционного арктического туризма в Архангельской области. В этой связи представляется целесообразным строительство специальных туристических судов типа река - море (по габаритам шлюзов), которые могли быть использованы и в зимнее время на южных акваториях.

Нерентабельность пассажирского и круизного флота в случае его приобретения должна в первые годы эксплуатации компенсироваться государством (по опыту зарубежных компаний), а в дальнейшем — за счет гостиничного, ресторанного и других видов бизнеса.

Создание и организация марин на Соловках и в Архангельске в едином оперативном управлении позволит решить ряд сопутствующих вопросов социально-экономической сферы, а именно: строительства плавучих причалов, необходимых не только для формирования марин, но и для местных понтонных причалов на речных пассажирских магистралях, например на Северной Двине и на озерах области. Строительство понтонов может осуществляться с привлечением местных кадровых и технологических ресурсов. На территориях марин возможна организация учебного процесса по подготовке кадров для туристической и морской деятельности, развитие гостиничного, сервисно-хозяйственного и сопутствующего бизнеса.

В задачи центра может войти: сервисное обслуживание стоянок круизных парусно-моторных судов и яхт, включая агентирование судов, таможенный и пограничный контроль; проведение регат, парусных соревнований, культурно-массовых мероприятий; организация чартерного туризма; повышение уровня кадрового потенциала (школа яхтенных капитанов); в зимний период - проведение соревнований по зимнему виндсерфингу, тренировочных занятий, обучение, прокат спортивного снаряжения.

В Архангельске есть три опорные точки (три блока) для развития яхтинга и водного туризма, каждая из которых имеет свою историю, связанную с морским и парусным наследием Севера: Красная пристань, Архангельский речной яхт-клуб, детско-юношеская спортивная школа «Парусный центр «Норд» имени Ю.С. Анисимова».

Строительство современных марин (стоянок судов) в Архангельске и на Соловках — главное условие развития этого вида туризма.

Как вариант, перспективы развития Красной пристани в рамках Центра развития парусного спорта предполагают: обустройство марины с инфраструктурой и сервисно-хозяйственным, бытовым модулем европейского образца; обустройство причала и терминала для круизных судов; стоянки для научно-исследовательского судна федерального Центра науки и образования; стоянки музейного корабля (например, выведенной из эксплуатации дизельной ПЛ или ледокола); диспетчерское и оперативное управление всем комплексом водноспортивной и туристической деятельности на воде; агентирование иностранных маломерных туристических и экспедиционных судов, связь с портом и таможенно-пограничной службой; координация работы всех трех блоков.

Природные и искусственные водные магистрали на территории Северо-Запада, развивающаяся сеть марин в Балтийском регионе и центральной части России, а также возрастающий интерес к Северу со стороны яхтенного сообщества и туристов из-за рубежа и других регионов России дают основания рассчитывать на перспективы развития такого вида туризма в Архангельской области.





Возврат к списку

0
Сергей_Архангельск
возрождать преемственность поколений: речь идет о формировании среды, связанной с возрождением и подъемом морской, поморской и парусной культуры в Беломорье ... Это можно сделать конечно. Сложнее вернуть людей сюда обратно. Тысячи уехали, лучших, толковых. И поток уезжающих не иссякает, как видно из отчётов. И не собирается иссякать. Прожектов много, планов громадьё, а реализовывать это всё некому. Почти как по Мальчишу-кибальчишу "И снаряды есть, да стрелки побиты. И винтовки есть, да бойцов мало. И помощь близка, да силы нету". Насчёт помощи слишком оптимистично, похоже.
Имя Цитировать 0
0
Сергей Звягин
... Это можно сделать конечно. (Вы пишете) Так, что же сопли-то распускать?
Имя Цитировать 0
0
Роланд
На самом деле мысли о развитие марины в акватории Архангельска вполне резонные. Для сравнения можно посмотреть пример марины немецкого Ростока (экс ГДР) на Балтийском побережье.
Что касается потенциальных инвесторов, здесь они тоже могут найтись ("Титан" групп, Аквилон Инвест).
Имя Цитировать 0
0
Гость
Десять лет мусируем тему и ничего не делается
Имя Цитировать 0
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5