Текст: Елена ИОНАЙТИС. Фото: Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА | 18.09.2011 01:01:04
«Классика» русской природы - озера и реки, холмы и поля. Казалось бы, Архангельская область располагает всем, что нужно для процветания экологического туризма. Однако есть небольшое «но»: для успешного развития этого бизнеса региону не хватает экстрима в ландшафтах – природа не подсобила.
Несмотря на это, энтузиасты развития местного туристического бизнеса не перевелись. Так, например, больше десяти лет изучает специфику природы архангельского края и соседних регионов туркомпания «Ветер перемен». Профессионалам и любителям предлагаются различные направления отдыха: паломнические, экологические, активные, спортивные, лечебно-оздоровительные и даже приключенческие туры.
Последние уже привлекают своей литературной формулировкой. Этот вид не предполагает стандартного, «прописанного» сервиса: акцент делается на спонтанность, импровизацию, неожиданные путевые трудности и удовольствие от их преодоления. В приключенческих программах обязательно должен присутствовать элемент экстрима, правда, в границах законодательства. Риск и безопасность – эти принципы должны быть рядом, иначе потребитель вправе требовать возмещения причиненного ему вреда. К счастью, обычно приключения «на свой рюкзак» ищут бывалые туристы.
«Я с юности увлечен туризмом, работал в спасательной службе и очень хорошо знаю область. Считаю, что эта деятельность требует глубокого знания того, что ты предлагаешь людям: туристический бизнес – это ответственность, - уверен директор туркомпании «Ветер перемен» Александр СЕДАКОВ. - Для кого-то экстрим – это два часа в лесу, а для другого прожить и две недели в отрыве от цивилизации вполне нормально».
По его словам, спрос на экстремальный туризм в России в последние годы стремительно вырос. Сегодня российские турфирмы активно предлагают сплавы по рекам, путешествия на лошадях, вело- и мототуры. Все чаще людей завлекают рафтингом, дайвингом, прогулками на воздушном шаре. В Европе эти вид туризма стали массовыми еще в начале 90-х годов.
Плохо одно: природные условия Архангельской области далеко не всегда выдерживают конкуренцию с теми, что в распоряжении регионов-соседей. Одни порожистые речки Карелии чего стоят... Как в таких условиях бороться за рынок?
«Я думаю над этим десять лет! – продолжает Александр Седаков. - Архангельская область кажется неперспективной для местного активного туризма не только из-за природных особенностей. Транспортные расходы, например, у нас гораздо выше. А способ организации отдыха на начальном этапе не интересует клиента: он изучает похожие предложения и выбирает то, что дешевле. В Карелии можно не боясь браться за любой инвестиционный проект, у нас - нет».
Велики вложения в рекламу, что, кстати, тоже сказывается на стоимости туров. Как не позавидовать Финляндии, где опыт рекламы местных туристических направлений доведен до совершенства и вложенные в привлечение средства окупаются значительно быстрее!
Чтобы удержать и привлечь аудиторию, турфирмам приходится использовать все разнообразие каналов информации, включая сайты и соцсети. «Ветер перемен», в частности, в ближайшем будущем планирует окончательно отойти от использования «бумажной» рекламы, ориентируясь только на электронный ее формат.
Когда природа не переборщила с подарками, экстремальные ситуации приходится... создавать. Тщательно изучать местность, подбирая подходящие маршруты. Порцию адреналина можно получить и у нас в области, если выбрать в каталоге туроператора маршрут по онежским рекам или в карстовые пещеры Пинеги.
«Зачастую туризм затягивает так, что постоянные клиенты уже сами в силах организовать свой отдых. Появилось такое определение, как «экологический тимбилдинг» – отдых, направленный на сплочение коллектива организаций: совместные поездки на природу сближают. В каком-то смысле природа - это тоже товар, и какой ценник на него наклеить, вы решаете сами», - рассуждает Александр Седаков.